Jil Sander: Баухауз, пуризм и современность

В ноябре в Музее прикладного искусства во Франкфурте открылась персональная выставка фэшн-дизайнера Жиль Зандер (Jil Sander), основательницы одноименного модного бренда.

«Если вы носите Jil Sander, — сказала она однажды, — Вы не модные, вы современные». Зандер, отмечающая  27 ноября 2017 свое 74-летие, место проведения выставки выбрала лично — здание, спроектированное американским архитектором Ричардом Мейером. Куратором тоже выступила сама, объединив усилия с директором Музея прикладного искусства Маттиасом Вагнером.

Жиль Зандер ссылается на немецкие концепции современности. Ее эстетика восходит к концепции Баухауза о вхождении ремесла в промышленное производство. Она поддерживает идеи arts & crafts и немецкого классицизма. То, что Гете называл «стилем», отличая его от простого подражания и маньеризма, возвращается в концепции пуризма Жиль Зандер. Она вдохновлена ​​искусством графического сокращения, типичным для Neue Sachlichkeit. Она интенсивно посвящала себя исследованию тканей, импортируя высокотехнологичные идеи из Японии, работая с итальянскими производителями по разработке новых материалов.

Экспозиция «Жиль Зандер. Настоящее» (Jil Sander. Präsens) разместилась на трех тысячах квадратных метров. Многие экспонаты представлены в форме мультимедийных инсталляций. На мониторах можно увидеть видеозаписи фэшн-показов и заглянуть за кулисы мира моды, а также рассмотреть фотографии, посвященные знаковым коллекциям. Объекты расположены не в хронологическом порядке, а даты и вовсе отсутствуют.

Жиль Зандер

Так зрителям предлагают прочувствовать вневременной дизайн Жиль Зандер и самим оценить, насколько актуальными смотрятся вещи для сегодняшнего дня. Саму выставку организаторы трактуют не как ретроспективу, а скорее как квинтэссенцию творчества дизайнера — отсюда слово «настоящее», вынесенное в название. По словам самой Жиль Зандер, она предпочитает шить платья, которые выражают дух энергии и времени через силуэт и качество, а не через принты и декор. Такие вещи не хочется выбросить в конце сезона.

Шоу-рум Jil Sander в Милане, 2000.

Несмотря на то, что основательница модного дома покинула его в октябре 2013 года, два нынешних креативных директора, супруги Люк и Люси Мейер, придерживаются курса, заданного «Королевой минимализма». Среди интересных коллабораций 2017 года — работа с приверженцем лаконичной эстетики Оки Сато (Oki Sato) и его студией Nendo. Результатом стала инсталляция Invisible outlines в пространстве шоу-рума Jil Sander, напоминающая традиционный японский пейзаж «гор и вод», переведенный на язык современного дизайна. Кроме того, Nendo разработали для Jil Sander коллекцию текстиля Objectextile, для чего в трехмерные кубы поместили различные объекты, по-разному сфотографировали их и перенесли обработанные фотографии на ткань.

Выставка работает до 6 мая 2018 года.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами выставки