Архитектор Ричард Мейер (Richard Meier): разум и функция

Архитектор Ричард Мейер (Richard Meier): разум и функция

Американский архитектор Ричард Мейер (Richard Meier, р. 12.10.1934) с завидной регулярностью становится ньюсмейкером. Он постоянно что-то заканчивает, объявляет о начале проектирования (как правило, в Корее, Китае и Мексике), выигрывает конкурсы и анализирует ситуацию. В феврале Richard Meier & Partners объявило о завершении Seamarq Hotel в Южной Корее. Новый отель состоит из двух основных корпусов и вспомогательных сооружений, спрятанных среди сосновых холмов. Seamarq Hotel построен в рамках программы по подготовке к зимним Олимпийских играм 2018 года.

Белоснежные здания Ричарда Мейера уже десятки лет являются эталоном для практикующих архитекторов на всех пяти континентах. Его боготворят корбюзианцы и последователи школы Баухауз. Ричард Мейер — архитектор-математик. Его творчество выверено до сантиметра и выстроено по строгим геометрическим сеткам. Его чистый белый цвет, практически не встречающийся в природе, — цвет чистого света разума. Разум и функция определяют формы проектов Мейера. Свободный от эмоций архитектор, вооруженный «числом и циркулем», создает пространства, где упорядоченность противостоит природе.

Церковь Дио Падре Мизерикордиозо (Chiesa di Dio Padre Misericordioso). Рим. 2003.

«Белизна лучше всего разграничивает, что сделано человеком, а что — природой. Белый цвет — один из символов моего творчества — включает в себя всю существующую палитру. Кроме того, белые здания постоянно меняются, отражая и преломляя природные оттенки». Белый присутствует во всех его проектах, но в Церкви Дио Падре Мизерикордиозо эта метафора чистоты достигла своего абсолюта. В 1996 году к двухтысячелетию христианства Мейер выиграл конкурс на строительство церкви, которая стала первой современной постройкой в Риме со времен Муссолини. Три паруса, символизирующие Троицу, выполненные из бетона, были покрыты самоочищающимся покрытием. Неожиданным явилось то, что из-за содержания диоксида титана инновационная штукатурка не только окисляла копоть, но и очищала воздух рядом. В радиусе трех метров прихожане «Церкви Юбилея» вдыхают вполовину меньше смога, чем в среднем в мегаполисе. Конечно, новаторство не обошлось без скандала. Проекту добавил противников и тот факт, что автор католического храма — американец еврейского происхождения. Однако с прошествием времени страсти улеглись, и спустя десять лет, по приглашению мэра, Мейер построил в Риме музей Ara Pacis — модернистское укрытие для римского алтаря тринадцатого года до н. э.

RICHARD MEIER

 Родился в Ньюарке (Нью-Джерси, США) в 1934 году. Закончил Корнуэльский университет. В 1963 г. открыл свое бюро в Нью-Йорке. Входил в «Нью-Йоркскую пятерку» вместе с Питером Айзенманом, Майклом Грейвзом и др. Один из лидеров американского архитектурного авангарда. В 1984 г. стал самым молодым лауреатом Притцкеровской премии, получив ее в 49 лет. Обладатель высших архитектурных наград США, Франции, Англии, Японии. 

По признанию Мейера, проектирование музеев, среди которых Музей прикладного искусства во Франкфурте, Музей современного искусства в Барселоне, — его любимый жанр. Делом всей своей жизни назвал Мейер кали- форнийский Гетти-центр. Этот музей был основан магнатом Дж. Полом Гетти. Постройка стоила больше миллиарда долларов и первой, более 15 лет назад, получила экологический сертификат LEED. Комплекс, пронизан светом, его пространства перетекают одно в другое. При этом все линии и в плане, и по вертикали подчинены сетке с шагом 30 на 30 дюймов. Этот комплекс является вершиной математических и пластических исследований Мейера или, по крайней мере, самым масштабным их проявлением. Строгая светлая архитектура, четко нарисованная в природе талантливой рукой.

Постройки Мейера — самые рафинированные образцы модернизма в современной архитектуре, созданные после Ле Корбюзье. Многие критики называют его романтическим корбюзианцем и пуристом. И так же как и Ле Корбюзье, кроме масштабных проектов Мейер проектирует частные виллы, называя эту работу убежищем для архитектора. «Главное для меня — это масштаб. Я не планирую эмоции. Я проектирую пространства и пути перемещения в них. Не думаю, что можно спланировать печаль или счастье».

И все же гармония Ричарда Мейера делает мир немного лучше.  

Giovannitti House. Питтсбург. США. 1983.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службой архитектора