Художник Вим Дельвуа: от «Клоаки» до Maserati

Художник Вим Дельвуа: от «Клоаки» до Maserati

Вима Дельвуа (Wim Delvoye) называют провокатором, мистификатором, мастером китча и одним из десяти самых выдающихся бельгийских художников всех времен, наряду с Рене Магриттом и Питером Брейгелем.

Известность Виму Дельвуа принесли неоднозначные проекты. Модель-фабрика человеческого пищевода «Клоака» (2009-2010) производила фекалии, почти неотличимые от настоящих. Или «Арт-ферма» (с 2005) — целый свинарник хрюшек, татуированных логотипами Louis Vuitton и персонажами Уолта Диснея. Недалеко от Пекина Вим Дельвуа и его команда создает картины на спинах живых свиней ради, по признанию самого художника, весьма прибыльного бизнеса. 

«Рынок почти не позволяет художникам развиваться. Коллекционеры — довольно неуверенные и консервативные люди. Если художник стал дорогим, они хотят, чтобы он продолжал делать то же, что делал раньше. Но, даже если работу оценили высоко, я не обязан повторяться, чтобы быть успешным.»

Вим Дельвуа родился в 1965 году в бельгийском городе Вервик. С детства любил рисовать и поступил в Королевскую Академию Изящных Искусств в Генте. В 1990 году Дельвуа, уже добившийся признания, принимает участие в Венецианской биеннале, а в 1992 делает проект для Documenta — украшает каменный пол узором из фекалий. С тех пор Вим Дельвуа манипулирует одной из самых сложных человеческий эмоций — чувством отвращения. И не только.

Untitled (Truck Tyre), 
2013
. Ручная резка по автомобильной резине. 148 x 148 x 60 см. Фото: Studio Wim Delvoye © Adagp, 2016 / Wim Delvoye

Дельвуа шокирует и... декорирует. Он никогда не создает ничего нового, используя проверенные коды и вещи, имеющие символическое значение. Объект, вовлеченный в его искусство, может быть увеличен или уменьшен до размера детской игрушки, расплющен или скручен — с ним проделают удивительный трюк, главным для художника остается пародия. Мраморная Пьета Микеланджело будет смерчем закручена вокруг своей оси, а символ другой эпохи — промышленная техника станет похожа на средневековые соборы. 

Concrete Mixer, 
2012
. Кортеновская сталь, лазерная резка. 180 x 170 x 100 см. Фото: Studio Wim Delvoye © ADAGP, 2016 / Wim Delvoye

Помимо свиной татуированной кожи, экскрементов или половых актов, задокументированных на рентгеновских снимках, в его активе изысканные проекты, вдохновленные готическим искусством. Стрельчатые арки и контрфорсы складываются в ажурные стальные бульдозеры, экскаваторы и бетономешалки из красного дерева. Порой он искажает форму как в волшебном зеркале. Кузов Maserati 450 S и алюминиевые чемоданы Rimowa украшает галамзани — красивейшей чеканкой c традиционным персидским орнаментом. Делает резные скульптуры из автомобильных шин и закручивает в спирали велосипедные. Газовые баллоны расписывает под дельфтский фаянс, футбольные ворота превращает в витраж с изображением фламандской пекарни.

Panem et Circenses II, 1989-1990. Металл, стекло. 209 x 304 x 110 см. Фото: Studio Wim Delvoye © Adagp, 2016 / Wim Delvoye

Виму посчастливилось выставляться в Лувре, музее Пегги Гуггенхайм (Венеция), во Дворце искусств в Брюсселе и во многих престижных музеях и галереях Европы, в том числе и в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве (2014). В марте 2017 года Вима Дельвуа можно было увидеть в Тегеранском музее современного искусства. Он поет дифирамбы Ирану и его арт-сообществу: «Иран вовсе не такой, как о нем думают. Смешно, когда его изображают этаким царством зла», — говорит Дельвуа.

Бельгийцу выпала честь быть первым неиранским художником, которому отдали все музейное пространство, в том числе девять галерей и сады. Несколько лет назад  он выкупил бывший дворец и школу в городе Кашан, которые сейчас реставрирует под свою будущую галерею и сравнивает страну со «сказочной красавицей, которая спала 35 лет и теперь пробудилась ото сна», а нынешнюю атмосферу в Иране с началом моды на путешествия в Индию в 1980-х.

Дельвуа работает с дорогими материалами и самыми современными технологиями, он умело использует дешевый рабочий труд и не видит границ между коммерческим и музейным искусством. Так же, как первые имена современного дизайна, он ищет зрителя и клиента, соблазняя признать его искусство эталоном современной роскоши. Лопаты и гладильные доски с рыцарскими гербами Вима Дельвуа сегодня оцениваются в 10-15 000 долл. Татуированные свиные шкуры — по 50 000 долл. Шины — по 90 000. А ажурные модели строительной техники продаются на аукционах Christie's по 100 000 долл. Что вполне сопоставимо с эстимейтами на модные работы бельгийско-голландского дуэта Studio Job и техассцев The Haas Brothers, которые также рады вызвать у публики острые эмоции.