Дженнифер Боннер: дом с шестью крышами

Жилой дом Haus Gables, спроектированный архитектором Дженнифер Боннер, основательницей бюро MALL, — эксперимент с угловыми пространствами и нетипичным материалом. Он был реализован в районе Old Fourth Ward в Атланте, США.

Дом площадью 204 кв. метра рассчитан на одну семью. Его главная особенность — крыша, образованная группой из шести двускатных крыш, которые формируют необычный внешний вид и диктуют способ организации внутреннего пространства. Это попытка переосмыслить «свободный план» Ле Корбюзье и концепцию Raumplan Альдофа Лооса, согласно которой при проектировании нарушается горизонтальная связь отдельных этажей, а внутреннее пространство разделяется на отдельные кубы с различной высотой потолка.

План крыши задает расположение комнат, подиумов и пространств двойной высоты — они напрямую соотносятся с выступами и впадинами кровли. Еще одна особенность — более крутые, чем обычно, уклоны крышы. «Под двускатными крышами появляется воздушное пространство с высокими потолками, наполненное достаточным количеством естественного света, при этом сама площадь здания совсем невелика», — отмечает Дженнифер Боннер. Дом расположен на участке шириной чуть более 7 метров и имеет ширину 5,5 метров — как дом на колесах. 

Это одна из немногих в США резиденций, построенных из кросс-ламинированной древесины (CLT). Панели из склеенных и спрессованных слоев досок, каждый из которых уложен поперек предыдущего, получаются достаточно прочными, чтобы их можно было использовать для возведения зданий. Haus Gables был построен за заказ, привезен на место и собран за 14 дней. Панели CLT, использованные как строительный материал, гармонично выглядят и в интерьере, обеспечивая зданию цельный образ. Светлые деревянные поверхности архитектор разбавила яркими красками, использовав прием Color Blocking, который помог зонировать пространство.

В проекте Haus Gables Дженнифер Боннер также исследует концепцию материальности с помощью отделок-имитаций: типичные для американского Юга, они использовались, когда люди не могли позволить себе дорогие материалы и выбирали «подделки» под них. Поэтому снаружи две стороны дома облицованы искусственным кирпичом.

Внутри черное терраццо — не заливной отполированный пол, а тонкая плитка с соответствующим узором. Вместо ориентированно-стружечной плиты (OSB) использована керамическая плитка, имитирующая ее. То же с «мраморными» поверхностями в спальне и смежной с ней ванной. Эти искусственные покрытия уложены так, словно зонируют пространство, тогда как в действительности они не соответствуют фактическим границам ни одной из комнат. 

В интерьере активно использованы предметы женщин-дизайнеров, которые смело используют материал, форму и цвет в своей работе. Среди них предметы Рэй Имз, Джессики Наканиши из MSDS Studio, Стине Гам из GamFratesi Studio, Анны Кастелли Ферриери для Kartell, Анни Иеронимус для Ligne Roset, Патрисии Уркиолы для Glas Italia и другие.