Фредди и Мюриель: дом, в который может зайти каждый

Фредди и Мюриель: дом, в который может зайти каждый
На лестнице — Сoconut Chandelier, У. Гайтон и К. Уолкер, 2005.

Фредди и Мюриель живут напоказ. Зайти к ним может каждый. В Англии у владельцев замков и исторически интересных поместий принято принимать экскурсии. Так же происходит и в лондонском доме супругов Салем.

Само здание, построенное в конце XIX века, особой ценностью не обладает. Гостей привлекает не оно, а коллекция современного искусства — The Cranford Collection. Каждый, кто желает осмотреть ее и выслушать подробный рассказ о работах и авторах, может обратиться в Королевскую академию художеств. Именно там, на Пикадилли, формируются списки любителей арта, которых поведут в дом.

Холл. Скульптура Ball, М. Сосновска, 2005. На стенах — черно-белые работы В. Гайтона.

Коллекцию супруги Мюриэль и Фредди Салем основали в 1999 году. И вот на сегодняшний день их частное собрание оказалось одним из самых значительных в Соединенном Королевстве. Оно насчитывает более ста произведений, выполненных в различных техниках. Абстрактная и фигуративная живопись, графика, скульптура, фотография, видеоинсталляции. Всё — суперработы с 1960-х до сегодняшнего дня. Именам иных художников позавидует и Тейт Модерн. Луиза Буржуа, Дэмиен Хёрст, Герхард Рихтер, Гандер Райан, Мона Хатум, Мартин Киппенбергер, Джим Лэмби, Сара Лукас, Габриель Ороско, Розмари Трокель, Франц Вест и многие другие.

Над диваном — «Нарисованные собаки», А. Олен, 2005. На стальном постаменте «Только две чашки риса», Р. Тиравания, 2006. Столик 1950-х. Италия. Позолоченная банкетка в стиле Регентства. 
Над комодом и креслами в стиле Людовика XV — Hannah Arendt Map, Т. Хиршхорн, 2003. Объект Сubik — работа Дж. Лэмби. Мебель рококо и современное искусство дополняют китайские аксессуары: блюда, вазы и копилка на полу.

Экскурсию по коллекции (с периодичностью раз в месяц) обычно водит ее куратор, доктор Эндрю Рентон, он же директор художественного колледжа Goldsmiths и член экспертной комиссии лондонской галереи The Drawing Room. «Мы не собирались выставлять работы в жилых интерьерах, — рассказывает он. — Но после пятилетних поисков подходящего пространства решили наконец, что это может стать необычным новым опытом. Наслаждаться искусством в частном интерьере — и душевно, и свежо. Я предложил этот вариант хозяевам дома.

Гостиная. Над камином — полотно Г. Рихтера. Слева от него — работы М. Креббера, справа — Г. Херольда. Симметрично расставлены два дивана, диз.
К. Лиэгра, стиль которого славится сдержанной буржуазностью. В центре — стол М. ван дер Роэ. Бронза, гипс, латекс и ткань.

Целый год потребовался на то, чтобы приспособить жилое пространство для этих целей: оснастить всей необходимой техникой, создать температурный режим, продумать освещение. Мы разместили работы по хронологии, с учетом тематики и использованных материалов. Меняем экспозицию каждые полтора года. Что касается интерьера, то здесь есть антиквариат и коллекционный дизайн. Однако мы старались, чтобы они всегда оставались в тени арт-произведений. И не оттягивали внимание зрителей на себя». 

В столовой доминирует полотно Ornamental Despair, Г. Браун, 1994. Рисунок обивок на стульях и декор серебряных аксессуаров гармонируют с его избыточностью, одновременно оставаясь в тени.

Фредди и Мюриель не понадобился специалист по интерьеру. Белые стены, белые потолки, минимальное количество фактур — в доме нет декора, за исключением разве что скромной старой лепнины. Все важные функции берут на себя произведения искусства. Они дарят цвет, организуют пространство, расставляют акценты.   

Гардеробная. Работа Ф. Коллинза Cathy, Torsten, Jammy. Табурет, Н. Дицель, 2003.

Самый дорогой британский художник — Дэмиен Хёрст — в числе ценных авторов Сranford Collection. Над камином висит одна из его «точечных» картин: цветные кружочки ровными рядами. Работы этой обширной серии носят, как правило, названия лекарственных препаратов. Хёрст не скрывает, что картины исполняют его помощники, а он указывает, какие краски использовать и как разместить, после чего ставит подпись. «Стать брендом — важная часть жизни. Таков уж наш мир», — говорит он.  В 2003-м его произведение было использовано в качестве таблицы для калибровки инструмента на британском аппарате Beagle — Хёрст стал первым автором, побывавшим в космосе. 

Спальня. Работа Pornography, Дж. Пирсон, 2004, служит изголовьем кровати. Буквы выполнены из пластмассы, неона, металла и дерева.
Спальня. Над камином — работа Д. Хёрста Nimesulide, 2005. Cлева — две живописные работы Дж. Карнеги Red и Yellow..

Французско-американский живописец и скульптор Луиз Буржуа — еще одна звезда в доме Салемов. Буржуа прожила долгую творческую жизнь, отразив все основные направления ХХ века — кубизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм и абстракционизм. Ушла в мае 2010 года в возрасте 98 лет.  Ее темой травматического детства, сексуальности, искажения тела, гендерной самоидентичности буквально пронизан весь фильм. Здесь и аллюзии, и прямое цитирование образов. 

Cпортзал с гидромассажной ванной. На стене работа Л. Буржуа. Здесь же произведение Ф. Уэста Bench With Mirror. Гимнастические шары в таком контексте кажутся скульптурами.
Спальня. Антикварное кресло XIX в. На стене — картина C. Уильямс.
Комната для гостей упакована в ткань жуи с однотонным рисунком эпохи рококо. Работы К. Килимник: Angel of the Plague, 2006. Mary Shelley Writing Frankenstein, 2001 и The Archangel Adrian, 2003.
Скульптура из красного воска Nature Study, Л. Буржуа.