Мария Ватолина: две квартиры, ставшие одной

Мария Ватолина: две квартиры, ставшие одной

Десять лет назад журнал ИНТЕРЬЕР + ДИЗАЙН опубликовал квартиру Марии Ватолиной, тогда — начинающего дизайнера. Это был первый ее интерьер. Не так давно Мария с мужем купили еще одну квартиру, по соседству с первой, и соединили их в одну. О нюансах перепланировки рассказывает автор.

«Первая квартира — это однушка, которую я превратила в студию: перенесла кухню в гостиную, а из кухни устроила спальню. Тот интерьер  был девичий, наивный. У меня был категоричный вкус: я полагала, что всегда буду делать только то, что люблю. Мне нравилось одно, другое, третье — я долго думала о том, как бы в своей квартире всё подружить. Пришла идея с черными полосами на полу и под потолком. Меня долго отговаривали: траурно. Но этот тонкий черный кант всё объединил.

Диван 1950-х из интерьеров гостиницы «Украина» получил новую обивку. Над ним на стене графика Екатерины Рожковой.

В сталинском доме 1953 года я постаралась воссоздать классические полы, лепнину сделала гипсовую, потому что пластиковой здесь быть никак не могло. Радовалась, что нашла старые двери — тогда закрывалась на реконструкцию гостиница Украина, и кое-какие вещи из обстановки,  двери и мебель, я смогла приобрести.

Однокомнатная квартира до объединения. Черный кант — лейтмотив интерьера. Спальня устроена в бывшей кухне. Чтобы добиться эффекта кокона, Мария задрапировала стены. Плюс за тканью прячутся газовая труба, кондиционер, мини-офис, хранится одежда.

Вторую квартиру я оформляла, уже имея за плечами опыт работы с заказчиками. Я рассталась с юношескими иллюзиями, что дизайнер должен делать только то, что нравится. Оказалось, что интерьеры, которые я создавала для других людей, формировали мой вкус, особенно, как ни странно, те проекты, которые давались мне непросто. Новая квартира стала собирательным образом всего того, что я делала на протяжении нескольких лет. Тут такое разностилье! Но мне кажется, что всё удачно сочетается.

Спальня. Кровать изготовлена на заказ. Обивка максимально приближена к оттенку стен. Столик Minotti. Стул 1950-х когда-то стоял в интерьере гостиницы «Украина». Лампа Tom Dixon.
Спальня. Кровать изготовлена на заказ. Обивка максимально приближена к оттенку стен. Столик Minotti. Стул 1950-х когда-то стоял в интерьере гостиницы «Украина». Лампа Tom Dixon.

Мне повезло: у меня почти нет несущих стен, окна выходят на две стороны дома, почти нет коридоров. После объединения помещения расположены удобно, квартира логично разделена на две половины. Кухня, гостиная и кабинет образуют гостевую зону, а дальше через маленький коридорчик находятся спальня и детская — приватные комнаты.

«Двухстворчатые двери между гостиной и спальней я повторила на противоположной стене: они точно такого же размера, только новые, и ведут в комнату, которая стала кабинетом. Образуется красивый прострел.»

К счастью, в первой квартире ничего не пришлось перестраивать, только изменили назначение помещений: кухня вернулась на место, гостиная стала полноценной гостиной. За счет того, что нет несущих стен, появилась возможность создать анфиладу.

Кабинет. За счет большой глубины наружных стен (80 см) Мария Ватолина создала нишу, в которую встроила письменный стол. Наличники до пола создают эффект французского окна. Кресло-шар дизайна Ээро Аарнио — подлинник 1950-х, купленный в Германии.

Когда люди покупают соседние квартиры, чтобы потом их объединить, часто они не очень понимают, как эти два пространства состыкуются конструктивно. В результате либо возникает длинная узкая кишка, через которую тянется коридор, либо мешает несущая стена, которую приходится обходить зигзагами. Поэтому тем, кто собирается объединять квартиры, я бы советовала для начала показать план БТИ архитектору или дизайнеру.

Фото 6. Кабинет. На стене работа Габриэле Торичелли. «Мы за ней ездили в Тоскану, — говорит Мария. — Этот художник (два года назад его не стало) применял краски из натуральных компонентов. Когда светит яркое солнце, мы зашториваем окно.

Первый интерьер был в нежных тонах, и с тех пор я эволюционирую в сторону все более контрастных сочетаний. Особено горжусь красной полоской на синих стенах в кабинете. Считается что красный с синим — примитивное сочетание, подходит разве что для детских комнат, но я нашла такой оттенок синего, на котором красный пронзительно горит. Эту полоску я очень люблю. Она родилась в этой квартире, это ее системообразующий элемент.

Конечно, у объединения много плюсов, и это не только увеличение площади (у нас теперь 105 кв. м). Ты получаешь два независимых стояка. В моем случае они находятся в разных частях квартиры, поэтому мы легко организовали один санузел при спальнях, другой гостевой. В обычных квартирах стояк чаще всего один, и если хочешь сделать две ванные, приходится преодолевать технические сложности».

Детская. Стеллаж выполнен по эскизам Марии Ватолиной из кориана. Стул Panton Junior Chair, Vitra — точная копия «взрослой» модели.
Детская. Стул Tulip, диз. Ээро Сааринен, Knoll. Сиденье-мешок Smartball. Двухэтажная кровать изготовлена по эскизам автора проекта.
Прихожая. Обои Cole&Son. На стене работа Никиты Деделя. Светильник Marset.
Ванная комната декорирована старинными ставнями, привезенными из Туниса. Смесители Hansgrohe.