Гигантские световые медузы в ресторане морской кухни в Перми: проект Ирины Райхер
28 июля 2025 г.

Популярный ресторан морской кухни «Медуза» в Перми снова открылся для посещения после быстрого, но эффектного обновления. Редизайном заведения занималась Ирина Райхер, она же нашла неочевидную ассоциацию с морем — у гостя ресторана создается ощущение, что он находится внутри огромной ракушки.
По теме: Квартира в Перми с панорамным видом на Каму: проект Ирины Райхер
Заведение расположено в центре города в так называемом «Доме с рогами» — здание 1970 года постройки с огромной антенной, за которую и получило свое прозвище, раньше принадлежало проектному институту «Главзападуралстрой», но сейчас здесь размещается около 40 организаций, в том числе и ресторан «Медуза».

«Когда нам заказали дизайн этого помещения, ресторан уже работал, нам нужно было сделать ребрендинг, — рассказывает Ирина. — Я сразу заметила, что высота четырехметровых потолков не используется, создавалось ощущение, что находишься на дне колодца, было неуютно. Еще одним недостатком был всего один санузел для гостей, при посадке 30-40 человек этого явно недостаточно. Вдоль окна шла длинная скамейка с подушками, но никто на ней не сидел, так как из окон сильно дуло прямо в спину». Гигантские панорамные окна одновременно стали достоинством и недостатком, так как сделаны они были по старой технологии и сильно продували, а менять их было нельзя из-за статуса исторического здания.




Заказчики, три молодых человека, — рестораторы, у которых уже есть несколько других заведений в Перми. Ресторан «Медуза» уже был довольно успешным, но интерьеру требовалось обновление. Главной задачей было провести ремонт максимум за два месяца. Все же сделали небольшую перепланировку — добавили второй санузел и изменили направление входа в основной зал.

Основой визуального образа стала ракушка, которую все мы в детстве прикладывали к уху, чтобы услышать шум прибоя. «Рядом с Пермью моря нет, и я подумала, что это будет очень символично — почувствовать море вдалеке от него. А еще ресторан такой маленький, что мы действительно как бы внутри этой раковины находимся. Для этого покрасили все в единый цвет — пол, стены и потолок». Причем нужный оттенок подобрали с настоящей ракушки — их долгие годы коллекционирует папа дизайнера и самые красивые прислал в Пермь из другого города. Поверх старой плитки на пол положили микроцемент, получилось цельно и довольно быстро.

Подчеркивают высоту помещения и одновременно создают уютную атмосферу пять гигантских световых скульптур. Этих медуз создала текстильный скульптор Ольга Тарасова из Петербурга. К их созданию шли долго: сначала покрасили шелк, потом Ольга загофрировала ткань специальным способом. На объекте оказалось, что они слишком сильно просвечивают, и за три дня до открытия медузам сшили подъюбники.
Свет внутри неоднородный и создает ощущение движения: кажется, что морские создания дышат. Скульптуры расположены над столами в форме устрицы из розового гранита — отсылка к устрице «Розовая Джоли». Пространство над баром также декорировано тканью, на которую проецируется движение света, словно находишься под водой и смотришь наверх. В санузле в качестве декора использовали тонкий канат, а в кабинках смогли сымитировать освещением блеск воды.




«За неделю до открытия нам привезли декор из гипса — почти двести маленьких декоративных элементов в виде кораллов, ракушек и капелек воды. Строители потребовали схему монтажа, что было нереально, поэтому я показывала им прямо на объекте, что и куда клеить. Мы планировали справиться за час с пятью строителями, а в итоге потратили больше шести часов и закончили почти ночью. В процессе, когда строители без моей помощи находили правильное место для какой-нибудь детали, то смеялись и говорили, что теперь они сами немного дизайнеры».








