100 лет дизайна в Музее дизайна Vitra
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_01_10/vitra-home-stories-12.jpg)
Эволюцию дизайна интерьера готовятcя продемонстрировать в Музее дизайна Vitra. 20 знаковых мест — от виллы Tugendhat Миса ван дер Роз до фабрики Энди Уорхола, Адольф Лоос, Лина Бо Барди, Вернер Пантон... соберутся в залах музея в Вайль-на-Рейне, чтобы раскрыть тему, которая касается не только архитектуры и промдизайна, но также изобразительного искусства и декора.
По теме: Музей дизайна Vitra: выставка о пробках, бутылках и ящиках из фанеры
Выставка получила название «Домашние истории. 100 лет, 20 визионерских интерьеров». Куратор Йохен Айзенбранд делит прошлое столетие на пять частей, суммируя проблематику от рождения современного интерьера (1920-40) до пространств 2000-х годов.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_01_10/vitradesignmuseum_013.jpg)
2019 год был полностью посвящен празднованию дня рождения Баухауса, школы, которая дала основополагающий импульс промышленному дизайну. 2020 — начало нового десятилетия — идеальное время для подведения итогов событий последних 100 лет. И нам предлагают не только повернуть голову назад, со словами «как мы жили». Похоже, идеи сегодня движутся в одном направлении, высвечивая один и тот же фундаментальный вопрос: «Как мы хотим жить?».
Наши дома являются выражением того, кто мы есть, они формируют наши привычки и существенно влияют на наше благополучие. Выставка говорит о важных социальных, политических, технических сдвигах. От таких как эффективное использование сокращающихся городских пространств до размывания границ между работой и личной жизнью.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_01_10/vitradesignomuseum_015.jpg)
В 1920–30-е годы появилось несколько ключевых концепций домашнего пространства и внутренней отделки, которые до сих пор доминируют в наших интерьерах. В эти первые годы современного дизайна, сильно отличавшегося от сегодняшнего, частный интерьер стоял в центре архитектурных дебатов. Об этом очень широко свидетельствует государственная жилищная программа Das Neue Frankfurt (1925-30). Проектируя виллу «Тугендхат» в Брно (1928–30) Людвиг Мис ван дер Роэ создал один из первых домов, основанных на концепции открытой планировки, с пространствами, в которых аккуратно расставленная мебель создавала места для многофункционального использования.
Адольф Лоос отстаивал концепцию пространственного планирования Raumplan. Его вилла Muller в Праге (1929–30) демонстрирует тщательно продуманную последовательность пространств на разных уровнях и разной высоты, которые превосходят стандартное представление об одноплоскостных этажах. Один из австрийских архитекторов и дизайнеров Йозеф Франк представлял концепцию «случайности», при которой интерьеры со временем будут органически расти и выглядеть как будто составленные случайно.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_01_10/vitradesignmuseum_012.jpg)
Вопреки этим модернистским позициям некоторые из их современников воспринимали декор как главное средство выражения. Актриса Элси де Вольф, опубликовавшая книгу «Дом с хорошим вкусом» в 1913 году, считается одним из первых профессиональных декораторов интерьера. Де Вольф защищала интерьер как представление о личности человека, живущего в нем. Ее идеи были присущи и интерьерам, созданным фотографом и дизайнером Сесилом Битоном. Он черпал вдохновение в искусстве, театре и даже в цирке.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_01_10/vitradesignmuseum_001.jpg)
На протяжении всего XX столетия дебаты развивались между этими полярными мнениями: между адептами стандартизации, функционализма и формального сокращения, с одной стороны, и украшательства с другой. Этот дискурс продолжает формировать наши дома и по сей день.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_01_10/vitradesignmuseum_014.jpg)
Во время холодной войны политическая конкуренция между Востоком и Западом обострилась вокруг вопроса об уровне жизни, кульминацией которого стали знаменитые «кухонные дебаты» между Ричардом Никсоном и Никитой Хрущевым, которые проходили на выставке, показывающей американские достижения, в Москве (1959). К середине XX века язык современного интерьера стал более изысканным, и появились идеи, которые актуальны и сегодня.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_01_10/vitradesignmuseum_002.jpg)
«Дом будущего», разработанный Питером и Элисон Смитсонами для выставки «Идеальный дом» в Лондоне в 1956 году, включал в себя бытовую автоматизацию: новейшую кухонную технику и самоочищающуюся ванну.
Сочетая современные формы и материалы с ощущением «домашнего уюта», скандинавские интерьеры приобретали все большее влияние во всем мире, о чем свидетельствует частная резиденция архитектора Финна Юля и его дом в Ордрупе, Дания (1942). Юл использовал свой собственный дом, чтобы исследовать, как его мебель будет работать в интерьере. «Жизнь вместе с природой» и «размытые границы» между помещениями стали ключевыми темами для таких архитекторов как Лина Бо Барди. Бернард Рудофски вместе с художником Костантино Ниволой создал жилое пространство под открытым небом, известное как «Дом-сад Нивола» на Лонг-Айленде (1950).
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_01_10/vitradesignmuseum_008.jpg)
Во втором разделе выставки рассматриваются радикальные сдвиги в дизайне интерьера с 1960-х по 1980-е годы. С распространением постмодернизма дизайнеры начали задумываться о символическом значении предметов обстановки, орнаментов и декора, наиболее широко воплощенных в работах дизайнерской группы Memphis. Страстный коллекционер Мемфиса, Карл Лагерфельд в начале 1980-х превратил свою квартиру в Монте-Карло в выставочный зал работ этой радикальной итальянской группы.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_01_10/vitradesignmuseum_007.jpg)
В сотрудничестве с философом Полом Вирильо архитектор Клод Паран представил концепцию, противостоящую кубоподобным пространствам. Он обустроил свою собственную квартиру в Нейи-сюр-Сен, (1973) встроенными многофункциональными наклонными плоскостями, которые могли бы взаимозаменяемо служить в качестве места для сидения, обеденного, рабочего места, или кушетки.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_01_10/vitradesignmuseum_009.jpg)
Две работы представляют радикальные идеи 1960-70-х в масштабе 1: 1. Легендарный «Призрачный пейзаж» — пещера Вернера Пантона (1970) из мягких элементов разных цветов и микро-дом «Гексакуб» Джорджа Кандилиса (1971). Он демонстрирует, как сборные конструкции, модульность и мобильность формируют представления о домашнем хозяйстве.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_01_10/vitradesignmuseum_011.jpg)
Нью-Йоркская фабрика Энди Уорхола (1964–1967) стала ярким примером жизни в стиле лофт и стала почти мифическим символом мастерской, идеального сочетания жилого и рабочего пространства. В то же время, компания IKEA революционизировала отрасль, предлагая современную мебель для самых широких масс. Стремление IKEA стать крупнейшим в мире производителем и розничным торговцем способствовало революционному изменению нашего восприятия мебели — от объекта, который передается из поколения в поколение, до недолговечного, одноразового и быстро заменяемого потребительского продукта, который он представляет сегодня.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_01_10/vitradesignmuseum_003.jpg)
Одним из общественных изменений, которое отражается на дизайне интерьера, является актуальность экономики совместного проживания. Одним из ее примеров является проект «Общественное жилье Granby Four Streets» в Ливерпуле (2013-17 гг.), инициированный междисциплинарным коллективом Assemble. В тесном сотрудничестве с будущими жителями, викторианский комплекс домов был перепроектирован в соответствии с современными потребностями, Assemble также помог организовать мастерскую, в которой повторно используются стройматериалы. Здесь создается мебель для новых помещений.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_01_10/vitradesignmuseum_006.jpg)
Сегодня дизайн интерьера поддерживает гигантскую глобальную экономику: производство мебели, текстиля, предметов декора и аксессуаров. Он питают целую отрасль средств массовой информации, включая сайты, журналы, телепрограммы, блоги и социальные сети.
Однако интерьерной тематике по-прежнему не хватает серьезного обсуждения. Это еще более удивительно, так как интерьеры отражают некоторые из самых насущных проблем нашего времени. Большая выставка «Домашние истории» претендует возродить фундаментальный дискурс о сути дисциплины.
• Home Stories – 100 Years, 20 Visionary Interiors, VitraDesign Museum, до 21 февраля 2021.