100 лет дизайна: кресло Platner Уоррена Платнера

Американского архитектора Уоррена Платнера (Warren Platner, 18.06.1919 — 17.04.2006) прославила коллекция скульптурной мебели, созданная из стальных прутьев. Кресло Platner, вошедшее в эту коллекцию, стало настоящей иконой модернистского дизайна. Платнер воплотил в нем все свои принципы: удобство (для него оно было на первом месте), визуальную легкость и декоративность. 

Уоррен Платнер родился 100 лет назад в Балтиморе. Он закончил Корнеллский университет (Cornell University) по специальности «архитектура» в 1941 году. Его карьера началась с практики у выдающихся фигур того времени: между 1945 и 1950 годами он работал в офисах американской звезды промышленного дизайна Раймонда Лоуи и у архитектора Юймина Пея.

Свою первую крупную архитектурную премию Платнер получил уже в 1955 году – это был Rome Prize. C 1960 года он начинает сотрудничество с Ээро Саариненом: вместе они разрабатывают проект знаменитого вашингтонского аэропорта в Даллесе, театр Линкольн-центра и спальные корпуса университета в Йеле. Но  самые его известные архитектурные проекты — офис нью-йоркской штаб-квартиры Ford Foundation, ресторан World на вершине World Trade Center, а также центр дизайна Georg Jensen в Нью-Йорке. Собственную студию Платнер открыл в 1965 году.  

«Мои взгляды на архитектуру и дизайн идут обычно вразрез с общепринятыми. По моему мнению, дизайн здания идет всегда изнутри, а не снаружи. То есть подавляющее число людей большую часть своего времени переживает архитектуру как нахождение внутри структуры, а не любование ее формами с улицы. Архитектура не может быть некоей «упаковкой» для людей и оставаться объектом для пейзажа. Для меня гораздо органичней изначально задумываться о том, каким образом использовать пространство внутри. Мне интересней с помощью вещей создавать пейзаж внутри помещения. Вещи должны быть такими, чтобы удовлетворять потребности людей, а не быть отражением эгоистичных взглядов его создателя. У Лоуи я научился, что успех каждой вещи — ее неотъемлемая часть. Что бы вы ни создавали, это обязано быть успешным.  У Сааринена я научился, как жить каждой минутой, думая об архитектуре». 

 И, следуя своему убеждению, Платнер параллельно с большой архитектурой всю жизнь активно занимался разработкой интерьеров и мебели, которые отлично служат тем, кто ими пользуется. Известны его коллекции стульев, столов и диванов. Парадоксальным образом, в мире его помнят в первую очередь как создателя скульптурной коллекции предметов, созданной в 1966 году: сейчас все столы и разнообразные сиденья носят имя их создателя —Platner.

«Мне нужно было добиться декоративной, мягкой и утонченной формы», — говорил дизайнер. И он вспомнил о своем детском увлечении цветами. «Цветы меня всегда завораживали, я подолгу мог их рассматривать — как они устроены. Чашка цветка показалась мне подходящей формой, чтобы повторить ее в мебели. Но прежде всего я руководствовался комфортом, которое могло дать сиденье в форме цветка». Оставалось придумать, из какого материала и каким образом создать эту форму. 

В середине 60-х интересным стулом уже было никого не удивить. Уже были и надувные стулья, и стулья из стекловолокна (знаменитый Ball chair Аарнио появился в 1963), и из пластика (итальянские компании к тому времени массово осваивали новые технологии). Но Платнер будто бы не замечал всех экспериментов с новейшими материалами. Его гораздо больше интересовало, как мебель может «раствориться» в интерьере. Для этих целей больше всего, по его мнению, подходили стекло и металл.

В своем доме в Коннектикуте, который он построил для семьи, Платнер создал мягкую мебель на прозрачной основе: казалось, что диванные подушки как бы «плавают» в воздухе. Однако стекло оказалось практично далеко не для всех проектов, металл был более универсальным и годился для массового производства. В итоге Платнер остановился на «прозрачной» форме из металлических прутьев — той, которая сейчас всемирно известна. В этом варианте стул действительно не «утяжелял» интерьер, и при этом был невероятно устойчивым. Его можно было использовать для террас (сам Платнер обожал сады) — и в его собственном доме мебель из этой серии находится в половине помещений и встречает гостей в гостиной.   

Сейчас кресло и всю серию мебели Platner производит компания Knoll. Вариантов покрытия прутьев самые разнообразные: от хрома и бронзы до черной отделки и золота.