100 лет дизайна: стол S 285 Марселя Бройера

Стол S 285, который и по сей день выпускается компанией Thonet — одна из икон модернизма, сочетающая в себе все принципы Баухауса. Его автор, дизайнер и архитектор Марсель Броейер, утверждал: «Мне так же дорога каждая небольшая деталь, как и целостность всей конструкции. Я стремлюсь к воплощению главного: искусство и технологии должны быть едины».

Один из лидеров функционализма, Марсель Бройер с ранних лет стремился к тому, чтобы его конструкции не только решали техническую задачу, но и вызывали эмоции. Он говорил: «Конструкция — это не только способ найти правильное решение. Это также и страсть».

Но помимо таланта конструкторского, у него еще было чутье на коммерчески успешные вещи: именно его в годы существования Баухауса назначили главой магазина при Высшей школе. Он одним из первых почувствовал потенциал гнутых металлических труб. Известна история создания его знаменитого кресла B3 (больше известного как Wassily, выпускает компания Knoll): принцип работы с трубами он подсмотрел у руля своего любимого велосипеда, после выяснил, по какой технологии эти трубы сгибаются, и перенес этот принцип в предметы для дома.

Он редуцировал формы классических вещей, как в случае с клубным креслом B3, до их контура, основы: трубчатая сталь это позволяла. По этому же принципу он позже создавал все виды мебели, поскольку основа из трубок была очень прочной.  

Неудивительно, что на его предметы из гнутых стальных трубок обратила внимание компания Thonet. До этого у нее уже был огромный опыт создания мебели из гнутого дерева (их венские стулья считаются первым дизайнерским предметом, выпущенным огромным по тем временам тиражом). Однако новый век требовал новых материалов — и тут появилась гнутая трубчатая сталь. Желания и возможности сошлись: были дизайнеры, способные разработать предметы будущего, и компания, готовая их изготавливать.

В 30-е годы к сотрудничеству Thonet приглашал звезд того времени: Людвига Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Шарлотту Перриан, Марта Стама. Марсель Бройер был в их числе. И хотя Баухаус к тому времени уже прекратил свое существование, его идеи оказались настолько сильны и влиятельны, что эту эстетику подхватила промышленность.

Столешница и элементы хранения выполнены из лакированой или окрашенной фанеры, зафиксированной между стальными трубками. Поддерживающая рама выглядит как одна слитная линия: элементы из дерева будто бы парят среди металла. Стол выпускается в нескольких вариантах: в самом простом, с одной столешницей, и в нескольких вариантах, предусматривающих полки и ящики по одной или по обеим сторонам стола. Палитра — Баухауса: черный, белый, красный.

Ясная простая вещь, чья красота заключается в пропорциях и балансе. В ней проявилась та экспрессия, которая характерна для современного дизайна. Она вместе с другими шедеврами обозначила ту  «новую объективность», которую пропагандировал Баухаус и в которой так преуспел.