12 фактов о Геррите Ритвельде — национальном достоянии Нидерландов

12 фактов о Геррите Ритвельде — национальном достоянии Нидерландов

Геррит Томас Ритвельд (Gerrit Thomas Rietveld, 1888–1964) — голландский дизайнер и архитектор, стяжавший всемирную славу.

1. Его именем названа престижная Академия прикладного искусства в Амстердаме.

2. Полтора десятка его произведений находятся в коллекции нью-йоркского музея современного искусства (МоМА).

3. Римейки его мебели сегодня выпускает Cassina в серии I Maestri.

«Красно-синий стул», Геррит Ритвельд.

4. В 1918 году вместе с Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом вошел в знаменитую голландскую художественную группу De Stijl — «Стиль». Мебель и интерьеры, спроектированные им в этот период, похожи на абстрактные композиции из пересекающихся и раскрашенных в основные цвета плоскостей.

5. Икона дизайна на все времена, красно-синее кресло, созданное Ритвельдом в 1918 году, сначала было монохромным, а свой классический красно-синий облик обрело позже — в 1923-м.

Дом Шрёдер (Rietveld Schröderhuis).

6. Первый архитектурный проект Ритвельда, дом Ритвельда-Шрёдер в Утрехте, построенный им в 1924 году для своей возлюбленной Трюсс Шрёдер, вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутреннее пространство дома можно было обыгрывать и модифицировать с помощью раздвижных дверей и мебели-трансформеров. Интерьеры напоминали картины Мондриана, воплощенные в трехмерной реальности: окрашенные в основные цвета плоскости — желтый, черный, красный, синий — на фоне белых и светло-серых стен. Фасады виллы тоже похожи на собранные из прямоугольных плоскостей картины художника-абстракциониста. Вилла стала своего рода воплощением идей группы De Stijl.

7. В 1930-е Ритвельд дистанцировался от эстетических принципов De Stijl. В это время он создает экспериментальную мебель, работая с новыми для мебельной индустрии того времени материалами, — фанерой и алюминием. Яркий образец мебели, созданной им в те годы, — кресло Zig-Zag (1932).

8. После 1945-го Ритвельд много работает как архитектор. Он, в частности, автор голландского павильона на Венецианской биеннале 1954 года.

9. Последней работой Ритвельда стал Музей Ван Гога в Амстердаме. Он не успел его закончить и лишь спустя девять лет после смерти архитектора Музей, построенный в строгом соответствии с оставленными им чертежами, принял своих первых посетителей.

Стул Zigzag 1932-1933.

10. Всемирное признание к Ритвельду пришло после прошедшей в 1952-м году ретроспективной выставки, посвященной группе De Stijl в нью-йоркском музее современного искусства МоМА.

11. Ритвельд так и не получил высшего образования, тем не менее в 1950-е годы он преподает в Колледже искусства и науки в Роттердаме и в художественной Академии в Гааге, а в последние годы жизни избран членом Общества нидерландских архитекторов и доктором Высшей технической школы в Дельфте.

12. Вырастив шестерых детей и овдовев, Ритвельд переезжает к своей возлюбленной Трюсс в построенный для нее дом, в котором он и скончался в 1964-м.

Голландский павильон на Венецианской биеннале 1954 года.