Марио Ботта: архитектура и память

Марио Ботта: архитектура и память

Швейцарский архитектор Марио Ботта (Mario Botta, р. 1943) столь оригинален, что его безуспешно пытаются вписать в конкретную архитектурную традицию. Ученик Ле Корбюзье, Карло Скарпы и Луиса Кана, поклонник модернизма, адепт строгих геометрических форм, Марио Ботта лишь условно вписывается в канон, каждым своим проектом доказывая собственный взгляд на современную архитектуру. В одном из интервью Марио Ботта рассказывает: «В моем случае на меня повлияли две основные темы, характеризующие родину. «Народная» архитектура с характерной строгостью и разреженностью конструкций и великая римская культура. Лаконизм и обнаженность романских построек волнует меня с юношеских лет».

Офисный центр Campari. Милан, 2004–2009.

Марио Ботта заявляет о своей приверженности историческому детерминизму — его проекты являются отражением эпохи. Архитектура Ботты основана на тонком сочетании противоположностей. В его проектах есть и монолитность, и огромные световые разрывы, и точное использование особенностей ландшафта. В целом их объединяет наличие сильного и простого пластического образа — прямоугольника или его любимого скошенного цилиндра. Лаконичность римской архитектуры трансформировалась в модернистский минимализм, основанный на первичных формах и объемах.

Марио Ботта родился в 1943 г. в Швейцарии. С 15 до 18 лет проходил стажировку в луганской архитектурной фирме Carloni e Camenisch. Первое свое здание он спроектировал в шестнадцать. Окончил архитектурный факультет Венецианского университета. Одновременно работал в мастерских Ле Корбюзье и Луиса Кана. В 1970 году основал собственное архитектурное бюро Mario Botta Architetto.

Начиная с 1980-х мастерская Ботты проектирует не только общественные сооружения, но церкви, синагоги и капеллы: церковь Иоанна Блаженного в Сериате (Италия), церковь Иоанна Крестителя в Моньо  (Швейцария), собор в Эври (Франция), синагогу Цимбалиста и Центр еврейского наследия в Тель-Авиве. Монументальные, и при этом деликатно решенные, объемы отвечают всем запросам сакрального пространства.

Церковь Иоанна Крестителя в Моньо. 1986-1998. Швейцария. Интерьер.

Ярким примером является церковь Санто-Вольто (2006) в Турине. Сложный фасад, состоящий из нескольких вертикальных объемов, декорирован динамично повторяющейся полоской – один из любимых мотивов архитектора. Внешняя брутальность полностью уравновешивается торжественным и  элегантным интерьером. Центральный зал на 900 человек залит светом из верхних трапециевидных фонарей. Ботта нередко использует крупные световые фонари, называя их «световыми деревьями». Так, в спа-центре в альпийском Цуге архитектор использовал те же источники освещения, подчеркивая неочевидную связь между светской постройкой и храмом.

Церковный комплекс Санто-Вольто. Турин, 2006.

Один из проектов Ботты, реализованный в 2012 году, спа-комплекс и термальные бани в швейцарском кантоне Люцерн. Комплекс соединен с роскошной смотровой террасой, которую Ботта называет «минеральным садом». Архитектор вновь прибегает к использованию фонарей — именно их напоминает верхняя кристаллическая часть помещения бань, выступающая над землей.

Помимо крупных архитектурных проектов, ему принесла известность и работа в области дизайна мебели. Его талант помог многим итальянским производителям. Компании Flos, Riva 1920, Artemide, Horm, Morelato выпустили стулья, столы и светильники, в которых проявляется вся эстетическая сила таланта Марио Ботты. В 1980-х он создал стулья для фирмы Alias. Две модели с графичным узнаваемым дизайном — Quinta и Seconda — характеризуют Ботту как инженера, внимательного к нюансам эргономики.

Новый корпус библиотеки университета Цинхуа. Пекин, 2011.

Архитектура всегда содержит в себе диалог между эстетическим чувством и функциональностью. Эту двойственность Ботта комментирует следующим образом: «Сегодня архитектурные формы полностью подчинены функции. Сложно сказать, что они передают красоту. Они связаны необходимостью принести немедленную пользу и тем самым покидают сферу духовного, к которой и принадлежит красота. Красота появляется на стыке тела и духа, вещи и идеи. Красота — это абстракция, которая не может быть описана никакими параметрами».