Пьер Йованович: архитектор-кутюрье

Французский архитектор, дизайнер и декоратор Пьер Йованович (Pierre Yovanovitсh, 17.08.1965) украшает замки архиепископов, оформляет арт-галереи и делит время между Нью-Йорком, где недавно открыл филиал своей студии, Парижем, Брюсселем, Тель-Авивом и Лондоном. Под его именем изданы мебель и светильники.  

Пьер Йованович получил архитектурное образование, но карьеру начал в модном доме Пьера Кардена, у которого проработал больше восьми лет: сначала в Брюсселе, а потом в Париже занимался разработкой мужских коллекций. 

Интерьер парижских апартаментов Пьера Йовановича. Диваны обиты твидом Glant (расцветка Paprika), наволочки подушек из фетра Glant цвета кешью. Свой дом дизайнер наполнил вещами собственного дизайна

В 2001 году он открыл свое собственное архитектурное агентство Pierre Yovanovitch Architecture d’Interieur. Из мира моды в интерьеры Йованович перенес точность кроя (идеальная «посадка» всех его архитектурных деталей в проектах ошеломляет) и любовь к индивидуальному подходу. 

Интерьер апартаментов в Тель-Авиве: дизайнеру удалось передать близость моря и яркость красок, свойственному этому городу

Он сразу зарекомендовал себя как «посол французского стиля», «кутюрье в дизайне». Для него характерны стремление к элегантности и роскоши. Для каждого заказа он ищет уникальные решения: вещи, созданные в единичном экземпляре, встречаются в каждом из его интерьеров. 

«Мне очень нравится роскошь, в которой нет напыщенности и претензии, ее главная стилистическая черта — это простота, если это слово вообще применимо к роскоши. Мне близко декоративное искусство, в котором ощущаются и черты классических стилей, и явственное влияние XX века. Меня изумляют работы американских дизайнеров 1940-60-х годов наравне с шедеврами скандинавского дизайна (а частности, работы Акселя Эйнара Йорта (Axel Einar Hjorth)».

Пьер Йованович: особняк в Бельгии.

Свет и отражения В проектах Йовановича, даже самых минималистичных, всегда присутствует элемент неожиданности. Всякий раз он блестяще обыгрывает свет: иногда главным декоративным элементом стен он делает световые панели, наполняющие пространство мерцанием. Он тонко работает с отражениями. Иногда это могут быть не зеркала, и полированные металлические поверхности — ровные и искривленные. В оформления потолка нередки созданные на заказ плафоны, закрывающие всю площадь, выглядящие как потолочная скульптура. Свет отражается в немногочисленных предметах и как бы расчерчивает пространство на геометрические объемы.

Пьер Йованович спроектировал бутик-отель на виноградниках Quinta da Côrte, в двух часах езды от Порту, одной из старейших винодельческих областей Португалии. 2018.

Сложная геометрия Геометрия, порой довольно сложная, еще одно ключевое понятие для стиля Йовановича. Ломаные линии диванов стали его визитной карточкой. Вместе с тем в первое десятилетие своей практики он отдавал предпочтение волнообразным рельефам: они встречались буквально повсюду. На потолке, в строении журнальных столиков, в волнообразных диванах. Со временем стиль стал гораздо более выраженным, и сюрреалистическую текучесть и округлость сменили углы.

Интерьер швейцарского шале: Йовановичу удалось значительно переосмыслить этот традиционный жанр.

Минималисткий шик С первых же работ его называют «мастер минималистских будуаров», подчеркивая  ощущение приватности, интимности, которое для дизайнера очень значимо. Стиль Йовановича — это шик, прослоенный многочисленными культурными аллюзиями и цитатами. Он использует редкие породы дерева, полы из мраморного маркетри, скульптурные металлические двери. Орнамент Йованович предпочитает включать в проекты очень аккуратно и таким образом, чтобы он подчеркивал только определенные фрагменты пространства. «В использовании орнамента всегда есть глубокий смысл, невозможно его недооценивать, но важно вовремя остановиться»,  — признается дизайнер.

Гостиная в парижских апартаментах. На первом плане — диван по дизайну Пьера Йовановича, выпущенный фирмой Pierre-Eloi Bris, ткани и обивки — Ateliers Charles Jouffre.

Брутальные поверхности «Для меня шик неотъемлемо связан с брутальной поверхностью. И я прошу своих ремесленников добиваться такой поверхности, чтобы она выглядела фактурно. Мы находим различные способы добиться результата: только в этом случае можно по-настоящему подчеркнуть красоту редкого дерева, которое мы используем. Каждый предмет — будь то диван, канапе или кресло, требует огромного количества часов работы, поскольку мы работаем в большинстве случаев с массивом.

Работа над ковром Metamorpose для Invisible Collection.

Можно сказать, что я знаю всех лучших ремесленников Европы — я искал их всю свою карьеру, а это уже больше 18 лет. Мы вместе с ними стремимся к нами самими установленным высотам — это захватывающий процесс.»

Скамейка из коллекции Oops для R & Company.
Диван Stanley, коллекция Oops для R & Company.

«Мой метод — интуиция, усиленная воспоминаниями. Я довольно сентиментальный человек. И часто говорю о собственных переживаниях и эмоциях, но их не всегда удается выразить словами. Иногда проще это сделать с помощью различных материалов и сочетаний цветов. Самая стимулирующая сторона дизайна — в том, что у тебя всегда есть возможность перевести собственные абстрактные представления и концептуальные идеи в пространство реального. В моих интерьерах вы никогда не найдете приемов самокопирования. Общее во всех проектах — стремление к балансу частей, однако и тут есть небольшой секрет. Как и в моде, когда баланс уже найден, нужно нарочно его немного нарушить. Я всегда добавляю неожиданные детали, иначе любое соврешенство будет скучным, неживым».  

Сценография Circular Pavilion для парижской выставки AD Interieurs, 2012.
Эксцентричный интерьер воображаемого бутика, созданный Пьером Йовановичем на Villa Noailles в рамках Design Parade Toulon. 2019.

Заметно, как с годами интерьеры дизайнера становятся ярче и провокативней.  «Сейчас, когда мы в моим многолетним партнером Матье Кьюссаком (Matthieu Cussac) вышли на новый международный уровень, когда за плечами столько различных инсталляций и ярких проектов в замках, я бы хотел попробовать себя в жанре оперных декораций», — признается дизайнер.