Илмари Тапиоваара: дизайн для миллионов

Илмари Тапиоваара: дизайн для миллионов

Финский дизайнер Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara, 07.09.1914 — 31.01.1999) виртуозно объединил довоенные достижения финской культуры и послевоенные возможности промышленности, что сделало его вещи образцами для подражания. Он любил говорить: «Стул — это не просто предмет мебели, это ключ ко всему интерьеру». 

По теме: Архитектор Ээро Сааринен: яркая комета послевоенного дизайна

Никто сильнее него не был заинтересован в демократизации дизайна. Но если другие только говорили об этом, он делал. Илмари был не просто теоретиком, но увлеченным практиком. Финляндия нуждалась в предметах, легких в сборке — и он начал создавать и пропогандировать модульную и сборно-разборную мебель.  

Стул Mademoiselle для компании Asko, 1956. Сейчас производится Artek.

«По сути, он создал концепцию Ikea до Ikea, — отмечает Юкка Саволайнен, директор Музея дизайна Хельсинки, — Хорошее качество по доступной цене, та же самая идея массового производства и тот же самый тип упаковки».  

Илмари Тапиоваара вместе с мебелью своего дизайна.

Илмари прошел ту же самую школу, что и другие великие мастера финского дизайна, но только у него бурный интерес ко всему новому выстроился в четкую концепцию. В 1930-х годах он учился, как и многие, в Центральной школе художественного ремесла Хельсинки.

Кресло Pirrka для компании Laukaan Puu, 1950-е годы, сейчас производится Artek.

Его учителями были Вернер Вест, ведущий дизайнер компании «Стокманн» и Отто Корхонен, сотрудник фабрики, где выпускали мебель по дизайну Алвара Аалто. Сразу после окончания школы Илмари пережил потрясение: в 1937 году он отправился на стажировку в Париж, и не к кому-нибудь, а к Ле Корбюзье. Время полугодовой стажировки удачно совпало со Всемирной выставкой, где в павильоне Финляндии демонстрировали мебель Аалто.

Кофейный столик Trienna, 1954, сейчас производится Artek.

Молодой Тапиоваару так впечатлен новым индустриальным стилем, что он даже пишет заметку в газету. Он ратует за то, чтобы вывести финские товары на мировой уровень путем массового производства, дизайна и демократизаци. С этим задором в 1938 Тапиоваару приступает к работе в качестве арт-директора крупнейшей финской компании — Asko.

Рекламный новогодний плакат компании Asko со стулом Mademoiselle, 1956.

Талант Тапиоваара был многогранным. Он обладал не только тонким стилистическим чутьем, но и даром коммуникации и убеждения. В стране, где после войны за чертой бедности было две трети населения, он сумел убедить небольшие фабрики выпускать вещи не только полезные (чтобы было на чем сидеть, есть и спать), но и красивые. 

Серия сидений Lukki для Asko, 1956.

Он ловко и быстро переориентировал стандартизованные деревообрабатывающие производства на выпуск новой современной мебели, как в случае с фирмой Keravan Puuteollisuus в 1941 году.

Серия мебели Pirrka для компании Laukaan Puu, 1955, сейчас производится Artek

Во время войны Тапиоваара по распределению уезжает на Олонецкие острова. Ему приходится придумывать новые типы бытовых сооружений без использования металлических крепежей, а также технологии, в которых требовался бы минимум материала.

Кресла Crinolette для Asko, 1962.

Все его конструкции использовались финской армией: они подходили для полевых условий, их можно было изготовить прямо на месте с минимальным набором простых инструментов и собрать без гвоздей. Этот экстремальный опыт многому научил его. Он увидел, как вещи могут менять жизнь. «В каком-то смысле можно сравнить дизайнера с врачом», — утверждал он. 

Илмари Тапиоваара с женой Анникки, с которой он познакомился во время работы в Asko. Вместе они открыли собственную студию в 1951 году.

«Я хочу, чтобы хороший дизайн был у каждого», — заявил Тапиоваара. Даже у самого бедного студента хельсинкской академии Dоmus была возможность жить в дизайнерском интерьере общежития, созданном Тапиоваара после войны. По целостности и осмысленности этот проект 1946-1947 годов до сих пор является образцом для подражания, и его изучают в университетах. Еще один его эталонный проект — интерьеры общежития Политехнического института.

Знаменитый стул Domus, спроектированный для общежития Domus Academy в Хельсинки, 1946. Стул продавался в разобранном виде и плоской упаковке. Из-за удобного скругленного сиденья он стал невероятно популярен. Он стал первым финским экспортным продуктом после войны. В 1951 году стул Domus получил приз на Чикагской выставке, и его под названием Finnchair стала продавать миллионными тиражами в США компания Knoll Internationаl.

Мебель, созданная для общежития академии Domus, оказалась настолько удобной и прогрессивной (ее поставляли в плоской упаковке), что ее успех шагнул за границы Финляндии. Стул в 1951 году получил первую премию на Чикагской выставке, и его запустила в производство компания Knoll.

На основе стула Domus были спроектированы другие предметы: кресло Domus Lounge Chair с сиденьем и спинкой из одного листа фанеры.

В 1952 году Илмари Тапиоваара пригласили занять должность профессора в Институте технологии и дизайна в Иллинойсе. В Финляндию он вернулся через несколько лет со свежими идеями: серия деревянной мебели Pirkka становится хитом.

Илмари Тапиоваара в 1974 году отправляется на Маврикий: его приглашают работать в Программе развития ООН.

Следующие двадцать лет Тапиоваара оттачивал мастерство и создавал шедевр за шедевром. В 70-е его безоговорочное лидерство стали оспаривать молодые дизайнеры, и на пару десятилетий о его мебели почти забыли. 

Модели Илмари Тапиоваары, которые сейчас производит Artek.

Сейчас оригинальная мебель Тапиоваары так успешно продается на аукционах, что ее снова возвращают в производство. Несколько лет назад компания Artek выкупила права на производство его вещей и теперь в ее ассортименте несколько десятков предметов по его дизайну.

Складные стулья Congo, 1954.

Самый знаменитый стул Тапиоваары — Mademoiselle для Asko, был увековечен на памятной монете, выпущенной к 100-летию со дня рождения дизайнера в 2014 году — ее дизайн разработал еще один знаменитый финн Харри Коскинен.

Финский дизайнер Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara, 07.09.1914 — 31.01.1999).