Архитектор Ээро Сааринен: яркая комета послевоенного дизайна

Выдающийся американский архитектор Ээро Сааринен (20.08.1910 – 1.09.1961) навсегда вошел в историю послевоенного дизайна. За свою недолгую (51 год) жизнь он не только сформировал новый архитектурный язык страны, но и значительным образом повлиял на мировую дизайнерскую практику. 

Сааринен родился в Финляндии, в семье известного архитектора, одного из основоположника финского архитектурного романтизма, Элиеля Сааринена и дизайнера по текстилю Лои Сааринен. Его мать была также скульптором, и очень серьезно относилась к художественным занятиям сына. Все детство Ээро глубоко изучал рисунок и живопись. Когда ему было 13 лет, семья переехала в Америку.

Терминал TWA им. Кеннеди, 1962, Нью-Йорк

В Крэнбруке в художественной академии, где преподавал его отец, Сааринен встретил Чарльза и Рэй Имзов. Они сразу подружились, и пронесли эту дружбу через всю жизнь. Позже студенткой этой академии стала Флоренс Нолл. Братско-сестринские отношения, длившиеся всю жизнь, очень сильно повлияли на становление как Ээро, так и Флоренс. 

Флоренс Нолл и Ээро Сааринен.

Известно, что молодой Сааринен был фантастически азартным и обожал соревнования и конкурсы. Однажды, в 12 лет, еще до переезда в Америку, он выиграл конкурс на лучший дизайн спичек, организованный шведской газетой. Сначала он мечтал быть скульптором: около года (1929 –1930) молодой Сааринен изучал скульптуру в парижской Академии де ла Гранд Шомьер. Однако переключился на освоение архитектуры в Йельском университете. В 1934 году, после его окончания, Сааринен на два года уезжает в Европу, где знакомится с новейшими архитектурными направлениями.

Ээро Сааринен в одном из первых вариантов кресла Womb.

Сааринен был восхищен европейским путем развития архитектуры — она мало походила на американскую эклектику. В США он вернулся убежденным сторонником функционализма, со второй половины 1930-х годов все больше влиявшего на американскую архитектуру. Архитектурную практику Сааринен проходил под руководством отца. 

Всего за десять с небольшим лет Сааринену удалось создать ряд выдающихся проектов, которые задали векторы развития современной архитектуры.

War Memorial Center, Милуоки, 1959.

Первый самостоятельный и беспрецедентный архитектурный проект молодого Сааринена  — мемориал «Ворота Запада» или Jefferson National Expansion в Сент-Луисе, победивший в архитектурном конкурсе 1948 года. Высота сооружения и ширина его основания составили 192 метра. Заявки на конкурс подали оба Сааринена — и сын, и отец, независимо друг от друга. Сначала пришла телеграмма о том, что выиграл проект Элиэль и ему причитается сумма 40000 долл.. И лишь несколькими днями спустя стало известно, что выиграл не отец, а сын.

Мемориал «Ворота Запада» в Сент-Луисе, штат Миссури, США. Набросок Ээро Сааринена.
Мемориал «Ворота Запада» в Сент-Луисе, штат Миссури, США.

Следующей крупной работой, принесшей Сааринену широкую известность, стал комплекс  для «Дженерал-моторс» в Уоррене, штат Мичиган (1951-1955), названный журналистами «промышленным Версалем». Затем Ээро Сааринен проектирует аудиторию Массачусетсского технологического института (1955) и применяет новаторский прием: внешняя оболочка здания представляет собой одну восьмую шара и опирается на три точки, отчего возникает ощущение единого пространства внутри. Однако внутри здание разделено на два этажа с несколькими помещениями. 

Юридическая библиотека университета Чикаго, 1959

В это же время Сааринен активно разрабатывает принципы органической архитектуры, заложенные Фрэнком Ллойдом Райтом. Развитие архитектурной композиции Сааринен уподоблял развитию биологического организма на основе заложенного в нем генетического кода. По этому принципу Ээро Сааринен создает здания аэропорта им. Дж. Кеннеди в Нью-Йорке (1956-1962), аэропорта им. Даллеса в Вашингтоне (1958-1962) и крытого хоккейного стадиона Йельского университета (1958).

Обложка журнала Time c портретом Сааринена.

В 1956 году его портрет появился на обложке журнала Time — настоящее событие для архитектора, свидетельствовавшее об его огромной популярности при жизни. Кстати, на арт-критике, написавшей о нем статью в Time, он позже женился.

Посольство США в Лондоне, 1960

Со временем заметно, как расширяется стилистический диапазон архитектора. Он сочетает криволинейные железобетонные опоры и сложные своды, чтобы создать образ взлетающей птицы (аэровокзал в Нью-Йорке). Он отдает дань неоакадемизму в зданиях американских посольств в Лондоне и Осло и оригинально трактует готику в жилом комплексе Йельского университета (1962)...

Технический центр General Motors, США, 1955

Многим Ээро Сааринен известен не как гениальный архитектор, а как дизайнер, создатель популярных икон модернизма — самой узнаваемой и часто копируемой мебели в мире. 

Студия Сааринена: синий стул Womb, белый стул Tulip.

Первые опыты в проектировании мебели молодой человек проводил в студии легендарного Нормана Бела Геддеса, создателя первого в Америке бюро промышленного дизайна, человека, перенесшего принципы европейского дизайна в Америку. Именно у Геддеса Сааринен научился проектированию обтекаемых форм и довел его до совершенства.

Стул Tulip (1957) — один из самых популярных и копируемых в мире.

Сааринен применял к мебели скульптурный подход. Его метод проектирования был весьма примечателен: он одержимо создавал сотни вариантов одного предмета, делал полномасштабные модели, чтобы добиться одного — наиболее правильного и выразительного изгиба.

Кресло Womb, 1948, Knoll . Терминал TWA им. Кеннеди, 1962, Нью-Йорк.

Автомобили, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, бытовые электроприборы уже в 1920-е годы стали доступны большинству американцев. Однако с приближением кризиса 30-х годов производители сталкивались с растущими трудностями при продаже своих товаров.

Кресло Grasshopper, 1946 — первая работа Сааринена для мебельной компании Knoll.

Сааринен навсегда изменил отношение к предметам домашнего обихода. Когда Флоренс Нолл пригласила его работать в компании Knoll в 1940 году, у Сааринена уже был огромный опыт проектирования. На протяжении последующих 15 лет Сааринен создал большинство узнаваемых вещей для этой компании — в том числе стул Tulip (1957) и кресла Womb («Чрево», 1948) и Grasshopper («Кузнечик», 1946).

Organic Chair — проект Ээро Сааринена и Чарльза Имза. Выпускает Vitra.

Один из таких показательных экспериментов — разработка Organic сhair (1940) «органического кресла», спроектирвоаннаго совместно с Чарльзом Имзом. Модель создавалась специально для конкурса MoMA «Органический дизайн в домашней обстановке».

Ээро Сааринен. Pedestal Table. 1956. «Нижняя часть типичных столов и стульев создает слишком запутанный, неспокойный мир», — выразился Сааринен.

Примечательно, что спинку и сиденье изготавливали именно из гнутой фанеры: в 1940 году пластик был еще на вес золота, а виниловая обивка стоила дороже, чем кожаная. Нужной формы дизайнеры добивались на самодельном аппарате, позволяющем придать фанере объем. Предмет стал победителем конкурса, однако военное время не позволило запустить его в производство. Объект увидел свет только в 2006 году, когда его переиздала компания Vitra. 

Северная Христианская церковь в Индиане, 1964.

Инновационные для тех лет материалы, формы, инженерные решения оставили в истории имя Ээро Сааринена, ушедшего из жизни на пике своей карьеры в 1961 году. В 1962 году Сааринен был посмертно награжден Золотой медалью Американского Института Архитекторов. На момент его смерти десять из его знаменитых построек еще не были завершены.