Тапио Вирккала: финский дизайн от Лапландии до Мексики

Тапио Вирккала: финский дизайн от Лапландии до Мексики

Тапио Вирккала (Tapio Wirkkala, 02.06.1915 – 19.05.1985) — один из главных финских дизайнеров, добившихся международного признания. Ему были подвластны все материалы: металл, стекло, пластик, керамика, дерево, клееная фанера, камень, серебро.

По теме: Харри Коскинен: новый классик финского дизайна

Его беспредельная любовь к природе помогла ему поэтизировать самые прозаичные предметы. Годами наблюдая за ледниками Лапландии, он сумел запечатлеть текучесть и прозрачность воды. У него получилось возвысить повседневность — будь то ваза, графин или бутылка Finlandia. Он — автор серии финских банкнот, которая была в обращении с 1955 по 1981 годы. С его именем ассоциируется послевоенный экспорт страны: из всех финских дизайнеров именно его за рубежом знали лучше всех.

Вазы для Iittala, 1954.

По фотографиям заметно, как с возрастом Вирккала превращался становился похож на бородатого духа из финской языческой мифологии. Это неудивительно: всю жизнь он изучал архаические легенды, культуру малых поселений и древний инструментарий. Ему было важно настроиться, не суетиться и почувствовать каждый материал: говорят, даже мастера Мурано (на венецианском острове он провел много времени, работая для Venini), признавали его за своего.

Стол для Artek.

Все премии и награды Вирккалы — премия Pro Finland в 1955 году, Grand Prix Миланской Триеннале 1951, 1954, 1960 и 1963), приз мировой Ярмарки в Брюсселе (1957) и золотой Обелиск Domus в Милане (1963) — были получены именно за проникновение в суть материала.

Знаменитая фотография Тапио Вирккала в Лапландии, где он использует для обработки дерева традиционные финские инструменты

Тапио Вирккала родился в городе Ханко, на юге Финляндии. С детства он наблюдал за работой отца: тот был художником-ремесленником. Освоив  техники работы с деревом и металлом, Тапио решает поступать на факультет скульптуры в Центральную школу искусств и ремесел Хельсинки.

Вазы из серии Kantarelli для Iittala, 1955.

После ее окончания школы и тяжелых военных лет Вирккала в 1945 году женился на Линнее Рут Брюк, финской художнице, дизайнере и специалисту по художественной керамике. Впоследствии она стала известным персонажем финского модернизма: ее пуантилистский рельеф-карта «Солнечный город» до сих пор украшает мэрию Хельсинки, а  сложный рельеф «Ледоход» — президентскую резиденцию Мянтюниеми. Она проработала почти 50 лет в художественном отделе фирмы Arabia. У Тапио и Рут было двое детей: сын стал интерьерным дизайнером, а дочь занималась современным искусством. Семья много путешествовала и супруги не ссорилась, несмотря на заметные стилевые различия в работе.

Коллекция Ultima Thule для Iittala

В 1946 году компания Iittala организовала конкурс по стеклу. Вирккала, став победителем (он разделил первое место с Каем Франком), до конца жизни остается работать в ней. Будучи арт-директором, с 1947 по 1985 годы Вирккала создал более 400 объектов и коллекций для Iittala: впоследствии они были доработаны с помощью современных технологий. Однако на момент создания самой популярной за всю историю компании серии Ultima Thule никаких, кроме традиционных, методов не существовало.

Коллекция Ultima Thule для Iittala
Коллекция Ultima Thule для Iittala

Вирккала мечтал передать в стекле таяние ледников Лапландии: он бесконечно наблюдал за природными явлениями. Сначала пришлось много месяцев потратить на вырезание деревянной формы (самая первая форма сохранилась до наших дней), потом тысячи часов на оттачивание техники выдувного стекла. И эффекта тающего льда в стекле удалось достигнуть.  

Вазы Bolle для Venini, 1966. Коллекция выполнена в технике Incalmo -— иногда так называют и сами вазы.

К середине 50-х популярность Вирккала растет, и различные компании мечтают о сотрудничестве с ним. К нему обращается фирма Soinne & Kni. Больше тридцати лет (с 1956 года) ему заказывала дизайн знаменитая фирма Rosenthal, еще дольше он проработал в финской компании N. Westerback / Kultakestus. Был в его практике и год (1955-1956) сотрудничества с легендарной американской студией Раймонда Лоуи — Raymond Loewy Associates. Три года он посвятил преподаванию: с 1951 по 1954 годы он являлся арт-директором Института промышленного дизайна в Хельсинки.

Коллекция объектов из стекла Ice of Padaa (Paadarin jää) для Iittala, за которую он получил Гран При на Миланской Триеннале в 1960 году.

В 1966 он основывает собственную студию в Хельсинки: Design Tapio Wirkkala, и в то же время начинает сотрудничество со знаменитой венецианской компанией Venini. Удивительно, как ему удавалось чередовать интенсивную зарубежную работу в Германии, Мексике и Италии со многими месяцами отшельничества — он очень любил тишину.

Вазы Paper Bag для Rosenthal, 1977.

 

Универсальный нож Puukoo, разработанный Вирккала по образцу традиционных лапландких ножей. Модель пользовалась огромной популярностью и до сих пор продается на интернет-аукционах.
Деревянная скульптура и столик Bird для Poltrona Frau.

В зрелые годы Вирккала предпочитал работать в небольшой студии в лесах центральной Финляндии. В 1959 году он купил небольшой домик в местечке Инари на севере Лапландии, и с тех пор несколько месяцев в году проводил там, тесно общаясь с местным населением. Его студия была так далеко, что образцы уже сделанных вещей по его эскизам доставляли ему на вертолете. Жизнь в экстремальном холоде и окружающая красота вдохновили его на создание одних из самых красивых объектов из стекла в мире: серию Ice of Padaa, позже выпущенной Iittala и завоевавшей Гран При на Триеннале в Милане в 1960 году.

Масштабная деревянная скульптура Ultima Thule, 1967. Масштаб поражает: 9 метров в длину и 4 метра в ширину.

В 1964 году он удостоился звания Почетного индустриального дизайнера Королевского колледжа искусств в Лондоне, в 1972 стал академиком Финской Академии. В Хельсинки именем Tapio Wirkkala назван городской парк.