Харри Коскинен: новый классик финского дизайна

Харри Коскинен (Harri Koskinen, р. 29.04.1970) — новый классик финского дизайна. Этот вундеркинд, с первым же своим объектом попавший в постоянную коллекцию MoMA, сейчас является директором по дизайну знаменитой финской компании Iittala, курирует выставки лучших финских мастеров и завоевывает международную славу от Японии до Италии.

Из всех дизайнеров Коскинен точнее всех продолжает финские традиции: именно за это в 2014 году он получил престижнейшую премию Kaj Franck Design Prize.   Любопытно, что высшую итальянскую награду – Compasso d’Oro – из финских дизайнеров получили за всю историю премии только Харри Коскинен и Кай Франк. В 2009 году ему была вручена крупнейшая скандинавская премия Torsten and Wanja Söderberg Award.

Стул White для Billiani, 2018.

Коскинен начал свою карьеру очень рано, хотя его родители, живущие на ферме в Карстала, вряд ли могли предположить такой дизайнерских талант у одного из своих троих сыновей. Учился Коскинен в Институте дизайна в Лахти и Университете искусства и дизайна в Хельсинки.

Стул HK002 для Artek, 2011.

Идея первого объекта Block Light, сразу прославившего его, пришла еще во время учебы в университете во время одного из мастер-классов — ему было всего 26 лет. Студентам дали задание сделать свадебный подарок. «Сперва у меня была идея очень простой формы из литого стекла, куда можно было бы поместить нечто ценное, использовать стекло как обертку. Но, как обычно случается, я начал инстинктивно убирать лишнее. И, пробуя различные вещи, отказался вообще от мысли класть внутрь что-то материальное. Свет подходил для этого гораздо лучше». Светильник Block сначала участвовал во всех выставках дизайн по всему миру, а в 2000 году вошел в постоянную коллекцию MoMA.   

Светильник Block, 1997 — объект, сделавший Харри Коскинена знаменитым. На тот момент предмет оказался настолько революционным, что уже в 2000 году вошел в постоянную коллекцию MoMA. В 2014 году источник света был заменен на светодиодный.
Ранние работы Коскинена: модульные контейнеры из гнутой фанеры Fatty, 1998

После окончания учебы Коскинен сразу был принят на работу в компанию Iittala, где учился работать со стеклом, керамикой и изучал лучшие образцы. За несколько лет он в совершенстве освоил все традиционные техники, выпустил несколько коллекций (в том числе коллекцию Oma для Arabia, входящую в концерн Iittala), а в 2011 году стал ее дизайн-директором.

Светильник Asteroid для Venini, 2009.
Ваза Orbital для Venini, 2003.

В 1998 году Харри Коскинен открыл свою компанию Friends of Industry, занимающуюся промышленным дизайном, дизайном интерьеров и консалтингом. Коскинен активно разрабатывает предметы и дизайн-концепции, сопоставимые с экспонатами архитектурных выставок.

Диван Focal получил премию журнала Wallpaper как лучший диван года в 2010.

Он много работает со стеклом, деревом, а также с их комбинациями. В ранних работах дерево и стекло часто менялись местами: в стеллажах опорой служило стекло, а полками — дерево, и это создавало неожиданные эффекты. Сейчас ему подвластны любые материалы: помимо предметов для дома он проектирует велосипеды, рюкзаки, грузовики, усилители, поручни для лестниц. 

Кресло Float для Cassina IXC, 2006.

«Я бы определил свой метод как сочетание качества, ремесленных практик, долговечного дизайна и внимание к удивительным сторонам повседневности. Моя дизайнерская философия довольно прямолинейна: проектировать вещи, только если это действительно нужно, быть скромным в хорошем смысле, — отмечает Коскинен, — Меня приглашают в том случае, когда нужно сочетать модернизм с культурным наследием, историческое с современным, функциональное с художественным.

Настольная лампа Cosy для Muuto, 2006.
Коллекция Fat для Alessi: многофункциональный бамбуковый контейнер и стеклянные стаканы. 2010.

Важны легкость, свет, честное использование материалов, соразмерность человеку и первичность человека в любом проекте — неважно, дизайнерском или архитектурном. Это основы финского стиля — так, как его понимают во всем мире». Поклонники такого подхода — крупные бренды, для которых он проектирует. Alessi, Magis, Oluce, Swarovski, Woodnotes, Venini, Panasonic, Marimekko, Artek и многие другие.

Коллекция ArtWorks для Iittala, 2009.

Его стилистика в большой мере отвечает духу «анонимного дизайна», культивируемому в Японии. Уже около двух десятилетий, с тех пор как в 2000 году в Issey Miyake Studio прошла его персональная выставка, Коскинен плодотворно работает в этой стране.

Коллаборация Iittala Х Issey Miyake, 2016: коллекция Pause For Harmony включает предметы для дома из керамики, стекла и текстиля.
Часы Vakio для Issey Miyake, 2003.

Теперь он не только сам проектирует для Issey Miyake и Muji, но инициирует плодотворные коллаборации модных японских брендов и традиционных финских компаний. Так, в 2016 году вышла совместная коллекция для дома Iittala Х Issey Miyakе, включающая несколько десятков предметов.

Стул Tukku для Meetee, 2015.

«Удивительно, как много общего у Финляндии и Японии. Тот же подход к дизайну, к окружающей среде, даже к использованию одних и тех же инструментов. У нас одинаковое стремление к простоте, любовь к дереву и водным ритуалам — будь то сауна или горячие источники. Та же идея тихого общего пространства, где люди могут находиться вместе и чем-то любоваться».

Стул Dining, HarriKoskinenWorks, 2012-2015.
Кресло K для Woodnotes.

Он блестящий куратор и сценограф, ему поручают самые громкие выставки финских классиков. В 2015 году он работал над огромной ретроспективой Still/Life, посвященной 100-летию Тапио Вирккала.

Коллекция светильников Shadow для Svenskt Tenn, 2017. Идеей светильника было превратить листья монстеры в современный абажур.

В последние годы Коскинен активно изучает возможность создания уникальных объектов из стекла и других материалов (чаще это оказывается каррарский мрамор). Уже прошло несколько персональных выставок в галерее Forsblom в Хельсинки.

Харри Коскинен на открытии ретроспективной выставки стекла Ойвы Тойкки, знаменитого финского мастера по стеклу, недавно ушедшего из жизни. Музей стекла в Хельсинки, май 2019 года .
Коллекция светильников Conserving, 2015
Уникальные аксессуары из каррарского мрамора и выдувного стекла Observing Artifacts II, выставка в Galerie Forsblom, 2015
Кресло Igman для Zanat, 2015
Держатель для карандашей, Danese Milano, 2013.
Один из ранних стеллажей: в нем в качестве несущей конструкции использовано стекло. Shelf System, 2010.
Чайник и подсвечник для Muji, 2013.
Арт-объект из серии Transition для Forsblom Galerie, 2012.
Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами

Читайте также

Лучшее за месяц