Александр Константинов: между архитектурой и искусством

Александр Константинов: между архитектурой и искусством

Математик, художник, архитектор, дизайнер Александр Константинов (14.12.1953 – 21.05.2019) — междисциплинарный мастер, который в одной работе концентрировал задачи самых разных сфер. Он проектировал ясные, минималистичные, пространственные структуры. Педантичный расчет сочетал со случайным и незапрограммированным. Ручную работу с компьютерным моделированием. И никогда не поступался качеством. 

Он любил европейскую гравюру, географические карты, камерные рисунки, Дюрера, но его основным жанром стал паблик-арт, а экспозиционными залами — парки, дороги и сады. В Москве, Люксембурге, США, Японии... И мог бы стать весь мир.

Фасад частного дома в Подмосковье. Фасад с обрешеткой из металла – работа Александра Константинова.
Александр Константинов. Деревья. Металл.
Александр Константинов. Инсталляция. Скотч. Крокин галерея.

Доктор математических наук, профессор кафедры прикладной математики Московского университета электроники и математики в 1987 году он вошел в творческое объединение «Эрмитаж» и стал выставляться с 1988 года.

 Александр Константинов. Павильон Unter den Linden. Хоэнемс (Австрия).
 Александр Константинов. Павильон Unter den Linden. Хоэнемс (Австрия).

В 1990-х Константинов «копировал» миллиметровку и канцелярские формуляры, повторяя каждую их погрешность, находя в расплывающихся пятнах типографской краски поэзию ошибки. Тогда же появились его авторские книги по текстам Кафки в духе традиций допечатных книг XIII века, где каждому графическому символу придавался особый смысл. 

Александр Константинов. Дерево. Металлический профиль. Фото: Александр Константинов.
Александр Константинов и Илья Заливухин. Проект обновления парка «Динамо». Москва.

Помимо графики художник занимался инсталляциями и архитектурным проектированием, вынося повторяющийся ритм на фасады зданий, улицы и площади. Его грандиозные произведения преображали среду, цитируя архитектуру, которая находится вокруг. Он создавал прозрачные скульптуры деревьев, разлинованные фасады, сетчатые порталы, воздушные арки, калитки, павильоны, лишенные своего бытого назначения.

«Токийская галерея «Арт Фронт» предложила мне принять участие в Оку-Ното Триеннале, проходящей в Сузу. Я высказал идею сделать не просто арт-объект, но что-то полезное для местных жителей. Например, автобусные остановки», — Александр Константинов. Фото: Александр Константинов.

И, если есть еще те, кто устанавливает границы между искусством, дизайном и архитектурой, то Александр Константинов границы нарушал постоянно, последовательно и красиво. «Я просто вышел на улицу со своими маленькими рисунками», — говорил Константинов.

Александр Константинов. Автобусные остановки в японском Сузу. Сделаны из алюминия, скреп­ленного десятками тысяч заклепок. Фото: Александр Константинов.

Персональные выставки Константинова проходили в России, Германии, Австрии, Чехии, Швейцарии, Венгрии, Норвегии и многих других странах. Один из последних незавершенных проектов мастера — автобусные остановки в Японии. • В Москве работы Александра Константинова представлены в Krokin Gallery.

 Александр Константинов. Самый «энергетический» проект — электростанция ЕССО. Люксембург. Совместно с BENG Architects. Фото: Александр Константинов.

«Я отношусь к тем людям, которые очень бережно относятся к истории. Все, что можно сохранить, надо сохранять. Любыми средствами, путями, даже  если это не какой-то выдающийся памятник архитектуры, и даже если это вообще не памятник архитектуры. В России достаточно пустого места. Надо строить на пустом месте. Зачем же внедряться в тело города? В Москве сейчас просто катастрофа с этим, таких разрушений не было ни после революции, ни в советские времена. Но ведь совсем не обязательно что-нибудь ломать, чтобы строить».

Aleksander Konstantinov. Монография. 2008. Издательство Tatlin. Представляет произведения Александра Константинова, созданные им для городских и ландшафтных пространств в 2002–2006 гг.
Теги:
Автор:
Фото:
Дарья Филипповская (портрет)