100 лет дизайна: стеллаж Elysée Пьера Полена

Cтеллаж Élysée, 1971. 153 x 174 x 37см. Demisch Danant Gallery.

«Дизайн — это опыт, а не стиль», — утверждал  Пьер Полен. За свою 60-летнюю карьеру он сумел стать главным дизайнером французских президентов, но остаться верным этому принципу при создании всех своих вещей. Стеллаж Elysée наряду со знаменитыми креслами в свое время стал одним из символов обновления Франции.

В 1969 году Жорж Помпиду был выбран президентом Франции. Одно из его устремлений — сделать страну современной. Он обожает современное искусство и дизайн, и в 1972 году приглашает дизайнера Пьера Полена оформить новое крыло Елисейского дворца.

Французский дизйанер Пьер Полен.

Помпиду сразу же заявил, что не желает ничего, напоминающего о буазери и стиле Наполеоне III. Полен оформляет обеденный зал, библиотеку, салон для курения и две большие гостиные. Главным декоративным приемом для оформления стен он выбирает натянутую между металлическими структурами эластичную ткань, что сглаживает углы пространства. На этом почти выставочном фоне он помещает свою скульптурную мебель в модернистском духе.

Елисейский дворец, Париж.
Стеллаж Elisee в интерьере Елисейского дворца, 1970-е.

По изобретательности интерьер для Помпиду не уступает другому любимому детищу авторства Полена – футуристическому проекту модульного интерьера La Maquette 1972 года для компании Herman Miller.

Экспозиция выставки Louis Vuitton х Pierre Paulin в рамках Miami Design District: впервые был воспроизведен модульный интерьер, разработанный Поленом для компании Herman Miller.

И в Елисейском дворце, и в La Maquette можно увидеть стеллаж Elysée. Элегантная система, которую по желанию можно наращивать в ширину и высоту, придавать различные конфигурации с помощью блоков, выстраивать в виде пирамиды.

Экспозиция выставки Louis Vuitton х Pierre Paulin в рамках Miami Design District: впервые был воспроизведен модульный интерьер, разработанный Поленом для компании Herman Miller

Помпиду был пленен этой пластически целостной конструкцией. Он увидел ее впервые в 1968 году на стенде издательства Mobilier International во время салона изящных искусств: это был вариант стеллажа в темно-коричневом цвете. Тогда же Помпиду обсуждает с Поленом новые идеи современного дизайна и призывает Полена стать главой нового движения.

Ретроспектива Пьера Полена в Центре Помпиду. 2016.

«Нет причин оставлять итальянцам монополию на исследования и творчество. Если нам выпадет такая возможность, именно вам я поручу оформление Елисейского дворца». В феврале 1972 года были опубликованы изображения нового крыла здания, и план был подписан Поленом. На нем уже можно было увидеть стеллаж — позднее он был выполнен из дымчатого метакрилата.

Стеллаж Elisee, Magis.

Сейчас стеллаж Élysée переиздается компанией Magis. Инициатором запуска в производство стал владелец компании, Эудженио Перацца, большой поклонник творчества великого фарнцуза: «Мне очень импонирует подход Полена, утверждавшего что «дизайнерский жест обладает властью над вами только в случае, если он сбалансирован и правдив».  Стеллаж выпускается с 2009 года из кленовой фанеры.

Стеллаж Elisee, Magis.