Пьер Полен: дизайнер французских президентов

Пьер Полен: дизайнер французских президентов

Легенду французского дизайна Пьера Полена (Pierre Paulin, 1927-2009) знают не только профессионалы. Мебель Пьера Полена можно увидеть в Goldfinger — одной из серий бондианы, в лучших аэропортах мира, в постоянных коллекциях музеев Центра Помпиду, парижского Musée des Arts Décoratifs и МОМА (Нью-Йорк).

Лежанка Déclive, 1966 и легкие кожаные кресла Butterfly, 1954 в парижском доме семьи Полен. Archives Paulin.

В 1969 году президентская чета Помпиду приглашает его оформить личные апартаменты в Елисейском дворце, а в 1984 году президент Франсуа Миттеран поручает разработать дизайн и мебель для своего кабинета. Для Жоржа Помпиду, мецената и знатока современного искусства, Полен создает авангардную коллекцию мебели, для Миттерана — более умеренную и классическую. Однако Полен не стал скучным официальным художником, обласканным властью.

Диван из коллекции Pumpkin, Ligne Roset, 2008. По мотивам мебели, созданной П. Поленом для Елисейского дворца. Премия Red Dot.

Он был дизайнером, который всегда, вплоть до своих самых последних дней, мог предложить диваны и кресла, которые витаминной расцветкой и непростыми формами могли подбодрить и развеселить каждого.

Столик, созданный П. Поленом для интерьеров Елисейского дворца.
Cтеллаж Élysée, 1971. 153 x 174 x 37см. Demisch Danant Gallery.

Французский новатор второй половины ХХ века cвое профессиональное образование Полен получил в Центре искусства и техники, будущей Школе Камондо. Пьер готовился стать скульптором, но с этой карьерой пришлось расстаться, после того, как в драке он повредил правую руку.

Фрагмент выставки в парижской Galerie Perrotin. 2015.
Модульный диван для Herman Miller. Выставка Louis Vuitton. 2015.
Лежанка Déclive, 1966.

Проектированием мебели занялся в начале 1950-х — когда на пике передовых трендов были скандинавы и американцы, Алвар Аалто, супруги Чарльз и Рэй Имз и Флоренс Кнолль. Полен показал свои работы на выставке Salon des Arts Ménagers, потом его мебель появилась на обложке журнала La Maison Française. В 1954-м Полен начал делать мебель для компании Thonet. А в 1958-м стал дизайнером в голландской мебельной фирме Artifort, и проработал на нее более полувека.

«Значение дизайна преувеличено, отчего многие дизайнеры принимают себя за художников. Я никогда так не делал. Я всегда понимал, что отлично спроектированный автомобиль никогда не будет произведением искусства. Все, что мы, дизайнеры, можем — это сделать жизнь чуть удобней и проще.»

Мягкая мебель, в разные годы созданная Пьером поленом для компании Artifort.
Выставка в ньюйоркской галерее Demisch Danant. 2015. Интерьер в Челси с мебелью Пьера Полена, спроектированной в 1970 г.

Визитная карточка Полена — скульптурные кресла с говорящими названиями: Oyster («Устрица», 1959), Mushroom («Гриб», 1960), Orange Slice («Долька апельсина», 1960), Nest («Гнездо», 1962), Butterfly («Бабочка», 1963), Tongue («Язык», 1967), Ribbon («Лента», 1966), Le Chat («Кошка», 1967). Все они считаются сегодня иконами дизайна. Особенно знамениты его кресла из полиуретановой пены, обтянутые яркой тканью-стрейч, выполненные для Artifort в 1960-е.

Mushroom, 1960, Artifort.
Nest, 1962, Artifort.

Он был дизайнером интерьеров, но культовыми стали именно его сиденья. За свою долгую карьеру он нарисует более двух сотен стульев, кресел, пуфов, лежанок и диванов. Полен, как никто другой, владел способностью моделировать в трех плоскостях. Он получал удовольствие, жонглируя формам и объемами. Созданные им объекты перечеркивают все эстетические, стилистические и даже технологические табу.

Фрагмент интерьера библиотеки в Елисейском дворце, диз. П. Полена.

В стремлении сделать кресло более комфортным, он обращался к новым материалам, таким как формованная пена, мебельные чехлы «шил» из эластичного безшовного трикотажа, который до этого использовался только для изготовления купальников. Его чехлы снимались, чистились, менялись в зависимости от вкуса, сезона и просто настроения. Полен обновляет кресло, облегчая его структуру, полностью скрывая каркас внутри чехла, оставляя только форму. Его сиденья становятся хроматическими акцентами в интерьере.

Скамейка Miluccia. Ligne Roset. 2015.

Полен продолжал проектировать мебель вплоть до своей кончины в 2009-м.  В 2007-м, в год 80-летия Пьера Полена, компания Artifort выпустила все его знаменитые кресла и диваны в обивке из ткани Momentum с эффектным эксперссивным орнаментом. Ткань была создана в 1965 году американским текстильным дизайнером Джеком Ленором Ларсеном.

Кресло Ribbon, 1966. Реплика 2007 года в обивке из ткани Momentum, созданной в 1965 году Джеком Ленором Ларсеном, Artifort.
Письменный стол Tanis, Ligne Roset, 2008. Реплика стола CM141, созданного П. Поленом в начале 1950-х для Thonet.
Столик со стеклянной столешницей. 1980.

В 2008-м Ligne Roset воспроизводит констуктивистский стол CM141, который Полен спроектировал еще в 1950-е для Thonet. А также выпускает серию кресел и пуфов Pumpkin, созданную по мотивам мебели, которую Полен проектировал в 1970-е для Елисейского дворца, только в более ярких обивках. На следующий год эта серия получает премию Red Dot. В 2015 на выставке Design/Miami Louis Vuitton показал ранее неизданную коллекцию модульной мебели, созданную Поленом в 1972 для Herman Miller. И в том же году ньюйоркская галерея Demisch Danant сделала рестроспективу французскому мастеру.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами