100 лет дизайна: светильник Atollo Вико Маджистретти

Настольный светильник Atollo, созданный великим Вико Маджистретти (Vico Magistretti, 6.10.1920 — 19.9.2006) для итальянской компании Oluce в 1977 году, входит во все учебники дизайна. Это не просто идеальный образец световых объектов ХХ века. Он превратился в один из самых узнаваемых в мире символов итальянского дизайна.  

Маджистретти, кому еще при жизни в Британии присвоили звание «королевский дизайнер», был потрясающе скромным человеком. Он никогда не публиковал интерьеры своей миланской студии на Viа Сonsеrvatoriо, 20, где он прожил все жизнь (сейчас там музей). И шутил со своими студентами в лондонском Королевском Колледже Искусств, где он преподавал более 20 лет: «Я обставил студию своими предметами лишь потому, что они мне достались бесплатно!».

Все эти годы с момента создания Atollo был не просто лампой. Он стал своего рода мифом. В 1979 году светильник получил Compasso d’Oro, и с того времени вошел во все важнейшие музейные коллекции дизайна. Он в экспозициях МоMA c 1979 года, с 1983 года — Музея искусств Филадельфии, цюрихского музея Kunstgewerbe, мюнхенского музея Die Neue Sammlung, с 1986 – гамбургского музея Fuer Kunst und Gewerbe, с 1989 года —дюссельдорфсого Kunstmuseum. И, конечно, он находится в постоянной коллекции музея итальянского дизайна в Триенале.

Наброски Вико Маджистретти для лампы Atollo.

Возможно, успех светильника лежит в его геометрии, построенной на сочетании простого цилиндра, конуса и полусферы. Маджистретти довольно долго искал нужную форму, как видно из его набросков к лампе. Были варианты более скругленные, основание во многих вариантах предполагалось гораздо короче. Но Маджистретти не утомил производителей миллионом набросков: он сразу предложил идеальный вариант. Ни убавить, ни прибавить, только необходимый минимум. Это был его подход к проектированию. Вот как он его описывает:

«Мне всегда хотелось дать совет молодым архитекторам и дизайнерам, которые в нынешние дни избалованы модой, а мода всегда сопряжена с изменчивостью и легкостью. Молодые часто приходят в это мир с идеями, никак не сопряженными с реальностью или необходимостью. Я часто наблюдал, что они могут предложить клиенту от 12 до 15 вариантов проекта, среди которых клиент должен выбрать один. Но это совершенно противоположно тому, как работал я и мое поколение!

Я никогда не показывал фирме два варианта объекта или два варианта здания. Мы могли вместе с клиентом что-то поменять, основываясь на необходимости. Но я никогда не возлагал на других ответственность за выбор того, что им может понравиться. Я как дизайнер должен взять это на себя. Дизайнер должен быть ответственным минималистом.

Я искренне верю, что этот подход вернется в индустрию: нельзя отказываться от собственной ответственности. Только представьте, ведь клиент может сказать: все ваши 12 проектов чудо как хороши, давайте произведем их все». 

Светильник, созданный в 1977 году, до сих пор выпускается Oluce. Он существует в нескольких вариантах: его выпускают в стекле и в покрытом различными цветами полированном алюминии. Цвета тоже различаются. Он может быть белым, черным, золотым, комбинированным. Диаметры абажуров — 25 см, 38 см 50 см.