Арт-объект: от интерьерной скульптуры до городского паблик-арта

Арт–объект Shelter, Михаил Чистяков

Сам термин «арт-объект» охватывает разные сферы искусства. Он работает на грани скульптуры, живописи, видео-проекции и саунд-дизайна. Художественный образ и мультидисциплинарное высказывание — арт-объект сегодня воплощает в себе общечеловеческие ценности, и его главная задача — вызвать у зрителя эмоциональный отклик.


По теме: «Жизнь в искусстве»: объявлен шорт-лист конкурса и состав жюри

В рамках конкурса «Жизнь в искусстве», проведенного компанией Capital Group при поддержке ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН, архитекторам, дизайнерам и скульпторам поручили создать новую городскую доминанту — арт-инсталляции на территории клубного дома White Khamovniki. Победители предложили проекты-метафоры: это одновременно художественный образ и декоративный элемент, подчеркивающий лаконичную, современную архитектуру жилого комплекса. Интересно, что в жюри конкурса входили не только профессионалы: практикующие архитекторы и скульпторы, профильные журналисты, галеристы, но и будущие жители клубного дома. Таким образом, итоговый выбор отражает комплексное восприятие арт-объекта, в том числе зрителями, широкой аудиторией, которой эти работы должны быть столь же близки. Что же такое арт-объект, и как он формирует пространство дома и городскую среду?

Скульптура Love, Роберт Индиана

Арт-объект в пространстве города часто становится смысловой доминантной. Он притягивает взгляд, вызывает интерес, рассказывает историю, привязанную к конкретному месту или событию. В то же время он направляет вектор движения, становясь частью планировки парка, двора, магистрали или площади. Арт-объект должен стать органичным продолжением своего окружения. Этот критерий часто становится определяющим в выборе конкретной инсталляции и ее местоположения. (Как это было, например, в случае с проектами-победителями для White Khamovniki). Большинство работ несут философский подтекст или являются ответом на остросоциальные проблемы.

Культовый пример успешного паблик-арта, растиражированного по всему миру, — нью-йоркская скульптура Роберта Индианы, сделанная в виде гигантской надписи Love. В 1970-х ее установили на 6-й Авеню, одной из самых оживленных улиц города. Она как бы стала частью людского потока. Ярко-красный цвет и крупный шрифт привлекал внимание. Индиана уверял, что его работа отражает саму суть города: «Нью-Йорк дышит поп-артом!». В то же время скульптура мотивировала и в круговороте будней не забывать о главном.

9-метровые паучихи Луиз Буржуа на улицах Токио и Сингапура, — это своего рода социальная реклама в духе «Позвоните родителям», ведь образ порожден воспоминаниями художницы о трудолюбивой матери. Работа Джеффа Кунса «Сидящая балерина» должна привлечь внимание к теме обездоленных детей, а его Ballon Dog, неоновые скульптуры, вдохновлённые надувными шарами, как ни странно говорят о бренности бытия. Эпатажная миланская скульптура Маурицио Кателлана в виде несколько метрвой мраморной руки в характерном, посылающем жесте, высится перед зданием фондовой биржи — поводом для ее создания стал очередной экономический кризис 2000-х. Работы Эрвина Вурма, например серия Fat Car (располневших машин), и Класса Ольденбурга нацелены против общества потребления. Водопады Олафура Элиасона, катившие свои воды в самых разных местах Нью-Йорка, кричат об исчерпаемости природных ресурсов. А прошлогодняя инсталляция Гаэтано Пеше на площади перед миланским Дуомо (сделанная в виде гигантского кресла округлых женских форм, истыканного иголками) призвана положить конец сексизму. Классика паблик-арта, работа Аниша Капура «Облачные врата», ставшая одной из значимых достопримечательностей Чикаго, считается символом нарциссизма. Сам Капур, кстати, утверждает, что дело не только в самолюбовании. За счет зеркальных поверхностей его скульптура отражает город и горожан — и в этом он видит смысл паблик-арта как исключительно важного направления в искусстве.

Скульптуры из серии «Мама» (Maman), Луиз Буржуа

«Аудитория» интерьерных арт-объектов значительно уже. Они контактируют лишь с владельцами, а потому это часто значительно более личное высказывание, триггерами которого служат ассоциации и воспоминания конкретного человека. Главная задача арт-объекта — вызвать у зрителя эмоциональный отклик. Вместе с тем он ограничен пространством квартиры или дома и даже конкретной комнаты, а значит, должен вписываться в общую композицию. Часто именно арт-объекты становятся недостающими декоративными акцентами, довершающими образ интерьера.

Первыми интерьерными арт-объектами называют еще подвесные скульптуры-мобили Александра Кольдера и сюрреалистические высказывания Дали вроде «Телефона-омара». В 1970-х благодаря Гарри Бертойя, создававшему скульптуры-гонги и напольные композиции из струн, арт-объект зазвучал. Современные вариации часто также включают световой дизайн и видео-голограммы. Например, самая свежая работа известного бюро Space Caviar, которую можно купить в Galleria Luisa Delle Piane, представляет собой сложную конструкцию из множества цветных лампочек, при включении которых начинается настоящее световое шоу. Авторы говорят, что их главной целью было расцветить дом яркими красками. А заказчику, работа, возможно, напомнит об игровых автоматах, которыми все увлекались в юношестве.

Space Caviar Studio, HQB LAMP 01, 2019. Galleria Luisa Delle Piane

Любой арт-объект приглашает к диалогу. Так, керамические панно немки Розмари Трокель, показанные на последней выставке Tefaf в Маастрихте, апеллируют к теме неизбежного старения и разрушения плоти. Подвесные композиции испанца Гильермо Сантома переносят нас в мире его фантасмагорического детства. Модный керамист Антон Альварес исследует динамику формы, а скульптор Роуэн Мерш — формат recycled, только «перерабатывает» он морские раковины, благодаря чему получаются на редкость романтичные скульптурные панно, подвесные композиции и настольные скульптуры. Норвежка Эллин Григ мастерит гигантские подвесные объекты из разноцветных нейлоновых нитей, которые должны пробудить радость жизни. Равно как и ультра цветные скульптуры Мэтью Ронэя, протеже известного галериста Гарри Гагосяна.

ДекоративнРозмари Трокель (Rosemarie Trockel), Marry Mood, 2016. Керамика. Sprüth Magers.
Рони Хорн, FOG Design + Art

Скульптор Рони Хорн, создающая алюминиевые стелы с выгравированными на них стихотворными строфами, в полной мере выразила актуальное представление об интерьерных арт-объектах, сказав, что их стоит воспринимать прежде всего как метафоры. «Они позволяют нам вырваться из круга привычного, обыденного, воздействуя на тайные струны нашей души», — словами Хорн можно было бы проиллюстрировать это понятие в любой энциклопедии по искусству.

Материал подготовлен при поддержке Capital Group в рамках конкурса «Жизнь в Искусстве»