Петер Опсвик: дизайн без границ

Петер Опсвик в своей мастерской

 Петер Опсвик (Peter Opsvik, р. 25.03.1939) — один из самых оригинальных авторов в послевоенном дизайне. На протяжении всей карьеры он последовательно переосмысливает то, каким образом наши тела взаимодействуют с предметами и каким образом влияет на них гравитация. Если его современники были больше нацелены на гуманистические ценности и связанные с ними перемены, то Опсвика скорее интересовал выход за пределы модернистской эстетики.


По теме: Устойчивый дизайн: 5 проектов из Стокгольма

Петер Опсвик также является соучредителем проекта «Дизайн без границ» и множества других проектов, направленных на уменьшение последствий изменения климата. Опсвик — истовый последователь так называемой концепции Factor 10, при которой на производство инновационной вещи требуется менее 1/10 ресурсов, необходимых для изготовления обычного предмета.

Опсвик посвятил свою жизнь созданию самых невероятных концепций, связанных со свободным движением и естественным поведением человека в статичном положении. Он реформировал сам способ думать о том, каким образом и с помощью каких устройств человек может сидеть, лежать и двигаться.

Стул Pendulum, Stokke

«Вероятно, именно среда, в которой я вырос, и вызвала необходимость в решение проблем и улучшении функций предметов: именно они стали для меня важнейшими критериями в промышленном дизайне. В юности я совершенно не видел смысла в попытках воссоздавать предметы, соответствующие критериям скандинавского дизайна. Было уже разработано достаточно объектов с этими качествами. С одной стороны, я озаботился рациональными и эргономическими аспектами, то есть потребностями человеческого тела. С другой стороны, важнейшим критерием стало эстетическое выражение этих идей».

Детское кресло Sitti

Ощущение отсутствия границ, которое было необходимо Опсвику для нарушения канонов, пришло, по его утверждению, из искусства. «Свобода, с которой я столкнулся при работе над произведениями искусства, вдохновила меня на создание нетрадиционной эстетики функциональных вещей. Постепенно я пришел к мысли, что с помощью рациональных, эргономичных продуктов я могу способствовать новому движению человеческого тела. А с другой группой предметов целью стали человеческие чувства и ощущения».

Инновационные качели, спроектированные для компании HÅG,  
 2002-2007. Качели разрабатывались с учетом так называемой концепции Factor 10, подразумевающем, что на производство этого предмета потребуется менее 1/10 ресурсов, необходимых для изготовления обычных качелей 

Опсвик основал свою студию Peter Opsvik AS в 1984 году, сейчас в его команде семь человек: перевести его фантастические идеи в готовый продукт возможно лишь при слаженной командной работе. Основная сфера деятельности — решение реальных проблем, дизайн мебели, интерьера, а также решения, ориентированные на обустройство окружающей среды. Работа студии подразделяется на две линии: собственные проекты и разработки для крупных производитей, таких как Flokk и Stokke.

На начальных стадиях проекта студияработает независимо от прототипов, технических решений и визуальных фиксаций: все происходит в мастерской. Этот этап длится до тех пор, пока идея не будет готова для представления потенциальному клиенту. Если продукт соответствует требованиям лицензионного соглашения, дальнейшая разработка осуществляется в тесном сотрудничестве с проектным отделом производителя, чтобы адаптировать продукт для коммерческого распространения.

Часть конструкций Опсвика пополнила музеи дизайна, некоторые так и остались скорее курьезами в его мастерской, некоторые запущены в производство спустя годы. Так, сиденья из шаров под названием «Сад», запущены сегодня в производство шведской компанией Moment AB. «Наши предки жили на деревьях! Когда я разрабатывал «Сад» в 1985 году, я хотел показать, как легко можно нарушить нормы «сидеть хорошо» и «сидеть правильно».

Кресло Garden, Moment AB, 1985

Самый известный его стул, ставший олицетворением скандинавского дизайна — это Tripp Trapp, появившийся в 1972 году: стул, который растет вместе с ребенком. Его неоднократно отмечали различными наградами, он вошел в коллекцию MoMA. Смысл предмета в том, что он может служить человеку всю жизнь, с рождения и до глубокой старости.

Петер Опсвик и его знаменитый стул Tripp Trapp для Stokke

Tripp Trapp произвел революцию в категории детских стульев: он не просто поражал простотой конструкции, минимализмом и функциональностью. Он создавался для того, чтобы ребенок с раннего возраста сразу мог сидеть со всеми членами семьи за общим столом, позволяя ему учиться и развиваться вместе с вами. «Я пытался найти кресло, которое позволило бы моему двухлетнему сыну удобно сидеть вместе с нами за столом. Поэтому мне пришлось самому найти решение», — вспоминает норвежский дизайнер.

СтулTripp Trapp, Stokke, 1972

Форма стула была подсказана другим классическим креслом — зигзагообразным сидением Ритвельда 1934 года. Регулируемая конструкция обеспечивает свободу движения благодаря регулируемым по высоте и высоте сиденьям и подножкам: при правильной настройке легко обеспечить удобную посадку в любом возрасте.

Стул Capisco  и возможные положения тела при его использовании. 

Кресло-седло Capisco для Håg было запущено в 1980-х годах и было вдохновлено динамичной осанкой всадника: на его рекламных постерах люди намеренно развернуты таким образом, чтобы спинка располагалась не позади, а впереди человека, при этом подобное положение будет более удобным, чем обратное. Опсвик утверждает, что дизайнер должен непременно изучать природу человека и в рамках этих новых знаний предлагать что-то лучшее.

Офисный стул Capisco.

Кресло Variable balans создавалось в 1979 году как предмет, радость от которого вы почувствуете сразу. Дизайнер утверждает, что после нескольких дней сидения на таком устройстве вам никогда не захочется возвращаться к традиционному способу сидеть. Он стал первым оригинальным «коленным» креслом: сиденье мягко наклоняет таз вперед и стимулирует естественное, динамичное и прямое положение позвоночника.

Для поддержания позвоночника в вертикальном положении задействуются мышцы живота и спины, таким образом тело сбалансировано, что не просто укрепляет мышцы,но и предотвращает напряжение спины и плеч. Угол между верхней и нижней частью тела увеличивается, что значительно улучшает кровообращение. Когда тело инстинктивно перемещается от активной к расслабленной позе, гибкие детали-бегуны отвечают мягким маятниковым движением.

Коленный стул Varier Variable Balans, 1979

«Я не знаю, каким образом будет устроено рабочее место будущего. Вполне возможно, что главной задачей будет не обустроить это место, а вообще найти работу. Но, если сравнивать эволюцию рабочего места за последние 40 лет, я бы не сказал, современные рабочие места стала более мобильными или цифровая разработка сделала нас более уравновешенными. Все зависит от профессии. Но независимо от того, работает ли кто-то, сидя на стуле, за компьютером, стоя за сборкой модельного самолета или за приготовлением еды, потребность в движении и их частых изменениях одинакова. Мы можем ходить часами, но через несколько минут устаем, если нам приходится стоять на месте.

Кресло Varier Gravity balance

Традиционно люди окружают себя одним видом мебели для отдыха и другим видом для выполнения действий. Почему мы не можем чередовать эти позы тела на одном стуле?» Так появился объект Gravity balans, разработанный в 1983 году для Stokke. В производство он был запущен компанией Varier в 2006.

Сны, по признанию Опсвика, сильно влияют на его творчество. «Когда я просыпаюсь рано утром, я часто чувствую силу, которая высвобождается в сказочных фантазиях. Даже в полусне я обдумываю проблемы, которые необходимо решить в течение дня. Можно снова заснуть и позволить своим мечтам сразиться с реальностью: у мечты есть невероятная способность решать проблемы. И, если повезет, ответ найдется в промежутке между реальными проблемами и тем хаосом, который привносят сны».

Концентрация красоты у нас в Pinterest