Марсель Бройер: 5 идей о Баухаусе и массовой мебели

Публикация подготовлена в рамках Года венгерского дизайна, инициативы Венгерского культурного центра в Москве.
Марсель Бройер фото

Архитектор и дизайнер Марсель Бройер, венгр по происхождению, утверждал: «современная архитектура — это не стиль, это отношение». Он сформулировал целый свод принципов и правил, которыми до сих пор руководствуются современные дизайнеры, архитекторы и преподаватели вузов. Не только в проектах, но и в повседневной жизни.


По теме: Марсель Бройер: «архитектура — это не стиль, это — отношение»

Бройер родился в городе Печ, Венгрия, в 1902 году, но в 18 лет он покинул свой родной город, чтобы стать частью современного движения в Европе. Он получил стипендию на обучение в Академии изящных искусств в Вене: в этом городе преподавали самые важные фигуры раннего модернизма. Однако, когда он пришел в академию, ее атмосфера была настолько далека от творческого оживления, которое искал Бройер, что он «вышел из нее в тот же день, когда туда прибыл». Позднее он называл время жизни в Вене одним из «самых несчастных периодов в своей жизни».

Марсель Бройер работы фото
Марсель Бройер. Офисное здание в Коннектикуте. 1968. 

Ученик равен учителю

Бройер считал, что нет различия между искусным художником и скромным мастером. Художник — возвышенный мастер. Когда 19-летний Бройер приехал в Баухаус, будущей знаменитой школе был всего год. Помимо архитектора Вальтера Гропиуса, здесь преподавали керамист Герхард Маркс и художники Лионель Фейнингер, Йоханнес Иттен и Тео ван Дусбург, основатель голландского движения De Stijl. Школа Баухаус подвергала критике обычный для академического образования разрыв между учеником (в год здесь училось примерно 150 человек), и учителем. Бройер вспоминает: «Йозеф Альберс, который не мог позволить себе дорогостоящие принадлежности для рисования и живописи, прибег к уборке мусора на городской свалке. Из этого материала он создал серию композиций из стекла и проволоки, которые были высоко оценены преподавателями, и меня попросили, чтобы Аль

Марсель Бройер работы фото
Мебель Марселя Бройера.
Марсель Бройер мебель фото
Марсель Бройер, прототип стула. 1948. Венгрия.
Марсель Бройер мебель фото
Марсель Бройер. Шезлонг Isokon. 1936.

Для народа и против роскоши

Бройер, как и другие адепты Баухауса, мечтал ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель для человека со скромными доходами. Студенты и преподаватели Школы экспериментировали с материалами и формами ради вещей с отсутствием лишних «нефункциональных» деталей. Предмет мебели — это предмет, пригодный для массового производства, комфортный и еще, не портящий людям здоровье. В 1924 году в своем эссе «Форма и функция» он писал: «…стул не должен быть «вертикальным» или «горизонтальным», он не должен быть «экспрессивным» или «конструктивистским»; не должен быть произведен исключительно из соображений целесообразности, или чтобы соответствовать столу; он должен быть просто хорошим стулом и в таком качестве хорошему столу он обязательно подойдет».

Марсель Бройер мебель фото
Марсель Бройер. Стулья B32. Thonet. 1920-е.

Массовое должно быть красивым

«Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым». Бройер оказался тем дизайнером, который предвидел, что массовое производство станет крайне зависимо от того, каким образом спроектированы предметы — красиво или некрасиво. Возможно, широкое применение конструкций из стальных трубок — то, благодаря чему Бройер наиболее известен. В 1925 году он создает кресло B3, применив в мебели ту же технологию, что и при создании велосипеда. (Считается, что Бройера вдохновил гнутый металлический руль велосипеда компании Adler.) Холст защищал от контакта с холодным металлом и делал «машину для сидения» мягкой. Как говорил сам Бройер, в нем можно было ощущать себя словно на «упругом потоке воздуха». Кресло B3, позже названное в честь Кандинского Wassily, дало толчок к проектированию из стальных трубок всего на свете: шезлонгов и стеллажей, столиков и кроватей. Собственно, именно эти предметы стали ассоциироваться с мебельными достижениями Баухауса. Их стали выпускать огромными тиражами: они лучше всего соответстовали духу времени — были экономичными, легкими в уходе, нравились своей четкой концепцией. Предметы Бройера выглядели просто, но незабываемо.

Не все идеи Брейера были сразу приняты в Баухаусе. Так, он стремился создать в школе архитектурный факультет. В 1923 году Бройер выступил с лекцией в Баухаусе на тему «Архитектурная структура». Лекция была опубликована в следующем году Гропиусом. В апреле 1924 года Брейер и Мюче сформировали исследовательскую группу по архитектуре, которую Бройер позже назвал «маленькой дворцовой революцией 1924 года, требующей создания архитектурного отдела в Баухаусе». Усилия Бройера ни к чему не привели, однако когда он вернулся в Баухаус в 1925 году после нескольких месяцев в Париже и стал директором столярной мастерской школы (она к тому времени переехала в Дессау), Баухаус уже больше не был «домом ремесел», а стал учебным заведением по конструированию промышленной эпохи. В этом была огромная заслуга Бройера.

Марсель Бройер мебель фото
Марсель Бройер. Кресло Wassily. 1925. Выпускает Knoll.

Префаб, маленький стальной дом

Бройер изумлялся, почему мебель в его поколении создают исключительно архитекторы: «Интересно, — писал он, — что современная мебель продвигается не профессиональными дизайнерами мебели, а архитекторами». Он постарался изменить эту ситуацию, и оказался тем человеком, который перенес принципы, усвоенные им в дизайне мебели, в большую архитектуру. Очевидно, что его ранние архитектурные и интерьерные проекты, такие как сборный стальной дом Kleinmetallhais (1925) и дома Bambos (1927), в значительной степени опирались на его мебельные проекты. В 1925 году бюро Марселя Бройера спроектировало первый префаб Kleinmetallhais: жилье для одной семьи. Стеновые, оконные и дверные панели можно было зафиксировать на готовой модульной раме, что позволяло построить дом всего за три недели — неслыханные для той поры сроки. Каждый дом имел жилую зону двойной высоты со спальнями в мезонине и террасой на крыше.

Марсель Бройер работы фото
Проект «Маленького металлического дома» (Kleinmetallhaus), 1925-26.

Делимся прекрасным в Instagram