Кааре Клинт: король датской мебели

Кааре Клинт (15.12.1888 – 28.03.1954) считается основоположником датского мебельного дизайна. Он разработал новаторский метод преподавания в Мебельной школе Королевской академии изящных искусств в Копенгагене, где преподавал с 1924 по до самой смерти. В методе Клинта основное внимание уделялось функциональному анализу. 


По теме: Бёрге Могенсен: уверенная скромность датского дизайна

Отец Кааре — Педер Вильгельм Йенсен-Клинт — был архитектором и художником. Это во многом определило выбор профессии сына, однако с самого начала карьера Клинта была направлена не на архитектуру, а ​​на мебель. Его первые годы были посвящены урокам изобразительного искусства, и лишь после он выбрал архитектуру, по совету своего отца. В 1914 году, в возрасте 26 лет, он поступает на кафедру музея Фааборга в Дании. Именно здесь Кааре Клинт проектирует свой первый шедевр, стул Faaborg. 

Faaborg, Carl Hansen & Søn, 1914

Клинт намеренно создал легкий по весу стул, позволяющий посетителям музея запросто переставлять его к тому произведению искусства, которое они хотели бы рассмотреть более подробно. Задуманный как гибрид неоклассического английского кресла с античным клисмосом, стул изготавливался мастерами в соответствии со строгими ремесленными стандартами на фабрике Carl Hansen & Søn. Позже в 1950-х, к этому предмету обращались многие датские модернисты: в нем они видели идеал подчеркнутой функциональности и легкости формы.

Faaborg, Carl Hansen & Søn, 1914

В 2014 году, к 100-летию этой модели, компанией Rud. Rasmussen была выпущена лимитированная серия из 10 стульев. Как и первые модели, коллекция была изготовлена из древесины вяза. Дерево, из которого была создана памятная серия, когда-то росло во дворе производства Rud Rasmussen и было срублено четвертью века раньше. Его оставили для особого случая, чтобы создать уникальные предметы. Сиденье новых стульев выполнили из французского ротанга. Сначала эта коллекция путешествовала по всему миру как часть международной выставки дизайна, и лишь потом поступила в продажу.

Kirkestol, созданный для интерьера Вифлеемской церкви, 1936, Fritz Hansen  

В 1923 году Клинт участвует в создании Мебельной школы Королевской академии изящных искусств и уже через год  переведен со звания доцента в профессоры. Клинт оставался на этой должности тридцать лет — с 1924 по 1954 годы. Его радикальный стиль преподавания, который был в значительной степени сосредоточен на анализе, побуждал студентов разрабатывать проект любого предмета как бы изнутри. При этом функция вещи всегда ставилась на первое место: в системе Клинта только так можно было избежать увлечения студентами эстетическими эффектами. Клинт был настоящим реформатором. Он один из первых поставил практическое изучение принципов архитектуры и дизайна мебели над стилем. 

Safari Chair , 1933. Carl Hansen & Søn. Дизайнер задумывал разборный стул без крепежей, подобный тем, что были в ходу в армии.  Главной идеей было применение фиксации деталей с  помощью ремней.  

Клинт вдохновил целую плеяду талантов: в том числе Ханса Вегнера, Могенса Коха, Арне Якобсена, Берге Могенсена и Поула Кьерхольма. Именно они, ученики Клинта, станут представителями золотого века датского дизайна, начало которого относится к 1940-м годам. 

Церковь Grundtvigs в Копенгагене, построенная по проекту отца Кааре Клиента — Педера Йенсена-Клинта.

Клинт создавал «человеческую мебель» на основе исследований человеческого тела. Он изучил, как использование объекта связано с его формой, и поставил эргономику на первую место. Клинта также интересует идея мобильности и трансформации: их он воплотил в своем программном Propeller Chair (1930), состоящим из двух деревянных цилиндров, разрезанных по спирали. Этот инновационный метод получения деталей позволил стулу складываться и сделать производство безотходным.

Интерьер павильона Дании на международной выставке 1929 года в Барселоне  

Клинт изучал связь дизайна с окружающей средой, настаивая на том, чтобы его произведения не доминировали в пространстве, а объединяли форму и функцию для целостной идеи. Случай продемонстрировать свой подход к интерьеру на международном уровне представился уже в 1929 году. Он проектировал зал приемов Датского павильона на международной выставке 1929 года в Барселоне.

«Красный стул» из павильона Дании на выставке 1929 года в Барселоне, 1927

В 1930 году Клинт получает заказ на трехместный диван для кабинета премьер-министра Торвальда Стаунинга (это будущая модель KK41180, которая выпускается и поныне). Когда этот объект был показан на выставке Гильдии краснодеревщиков в Копенгагене в 1937 году, критики сразу же назвали Клинта «лучшим представителем современного дизайна в мебели». 

Интерьер Вифлеемской церкви в Копенгагене, 1937

В 1930 году Клинт продолжает строительство монументальной церкви Грундтвиг в Копенгагене, начатую его отцом (скончавшимся в этом году). Строительство велось с 1921 года. Он также завершает и дополняет проект Вифлеемскую церкви (1935-1937) в Копенгагене: здание также было разработано на основе эскизов его отца. Вифлеемская церковь была первой церковью, где вместо скамей были установлены стулья — это модель Kirkestol («церковный стул», 1936) с сиденьем из плетеных водорослей. Сегодня он производится компанией Fritz Hansen

Вифлеемская церковь (The Bethlehem Church) в Копенгагене, 1935-37

Еще один из шедевров Клинта — подвесной светильник 101, также известный как Lantern или Le Klint 306. Сейчас это модернизированная серия универсальных светильников (существуют настенные и настольные версии), являющихся бестселлерами компании Le Klint. Когда дизайнер создавал их в 1944 году, он опирался на архетипы азиатских бумажных фонариков.  Круглая сфера увенчана узким «воротником», а простая и элегантная фиксация соединяет его с подвесной структурой. Свет его мягкий и теплый. В модернизированной версии абажур создается из синтетического материала, а не из бумаги.

Светильник101 The Lantern Pendant Light, Le Klint

Складывание различных вещей из бумаги — то занятие, за которым коротал зимние вечера Клинт с детстве со своими братьями и сестрами в кругу семьи. Однако в зрелом возрасте, в 1940-е годы, когда брат Кааре Клинта — Таге Клинт, основал компанию Le Klint, братья вспомнили о семейной традиции и превратили ее в успешный бизнес.

Кадр из фильма с Мэрилин Монро, где в интерьере фигурирует светильник 101 по дизайну Клинта

Клинт на протяжении всей жизни настаивал на четком, логичном дизайне, чистых линиях, лучших материалах и превосходном ремесле. Прославленный дизайнер получил много наград, в том числе медаль Экерсберга в 1928 году и С.Ф. Медаль Хансена в 1954 году. В 1949 году он стал почетным Королевским дизайнером промышленности (Honorary Royal Designer for Industry) в Лондоне.

Шезлонг Deck Chair, 1970-е, Rud Rasmussen

Диван KK41180, Carl Hansen & Søn. Этот компактный двухместный диван представляет собой версию дивана, созданного для кабинета премьер-министра Дании в 1930 году. 

 Кресло и оттоманка Wingback chair, 1941

Kiplamp 306 , 1940-е годы, Le Klint. Лампа оснащена поворотным механизмом и возможностью наклона, что было техническим достижением для своего времени.

Концентрация красоты у нас в Pinterest