Бёрге Могенсен: уверенная скромность датского дизайна

Могенсен демонстрирует Spanish Chair. 1958

Бёрге Могенсен (Børge Mogensen, 13 апреля 1914 — 5 октября 1972) — один из самых тонких авторов XX века, оказавший огромное влияние на формировании феномена датского дизайна и один из основателей марки Fredericia. Для создания повседневных вещей он находил вдохновение везде, и стремился, чтобы предмет служил человеку, а не наоборот. «Моя цель — создать такие элементы обстановки, которые будут служить людям. Именно человеку, а не предмету, принадлежит ведущая роль в интерьере. Дизайнеры не должны принуждать человека адаптироваться к мебели».


По теме: Испанское кресло датского дизайна

Бёрге Могенсен создавал основу датской культуры мебельного дизайна. На протяжении всей жизни он проектировал долговечную и функциональную мебель, которая сделала бы жизнь человека удобней. За свою недолгую (58 лет) жизнь он успел поработать во всех мебельных жанрах.

Кресло 2254 Lounge chair, Fredericia, 1956

Могенсен считал, что мебель должна создавать ощущение спокойствия и иметь достаточно скромный вид, чтобы человек почувствовал обаяние неприхотливой жизни. Могенсена любили за его интуитивное, мастерское понимание материалов и пропорций, а также за способность красиво подчеркнуть простые линии. Его приемы были нацелены на то, чтобы создать эстетически внятные и четкие проекты, легкие в производстве.

Скамейка 3171, Fredericia

Дизайнер сам выработал критерии, по которым работал. Этот цельный человек удивительным образом сумел передать мебели черты своего характера — скромность и уверенность в себе. Он никогда не избегал больших дизайнерских споров, более того — его голос был самым смелым на архитектурной сцене Дании середины XX века. Он часто критиковал своих современников за отказ от их художественной аутентичности и оригинальности в пользу скоротечной моды. Однако всегда оставался первым, кто продвигал инновации, которые, по его мнению, предлагали реальное развитие и решение проблем.

Кушетка из массива дуба, Fredericia, 1962

В юности он был одним из лучших учеников школы: квалифицированным краснодеревщиком и дизайнером мебели, получившим образованием в Копенгагенской школе декоративно-прикладного искусства, и после в школе дизайна при Королевской датской академии художеств. Его учителем был Кааре Клинт, выдающийся архитектор и дизайнер. Могенсен закончил обучение у Клинта в 1941 году, и на протяжении всей своей карьеры продолжал защищать идеалы эволюционного проектирования, которые развивались в школе Клинта. Но, в отличие от Клинта, Могенсена вдохновляли не только традиционные ремесла. Он адаптировал модели, созданные вручную, к промышленному производству и к типу массового жилья, появившегося в 1960-х.

Кресло Hunting Chair, или модель 2229, Fredericia, 1950-е годы

В 1948 году в жизни Могенсена случилось знаковое событие: он принял участие в международном конкурсе MoMA на проект недорогой мебели. Приза не получил, но получил бесценный опыт. Вернувшись домой в Данию после музейной выставки в Нью-Йорке, где были представлены прототипы победителей, он настолько вдохновился увиденным, что начал эксперименты с фанерой. В его работах 50-х годов слились тенденции международного модернизма и его собственные представления о правильном дизайне. В этот период он фанатично изучает этнические искусства и ремесла, литографию и японскую резьбу по дереву.

Книжные стеллажи, FDB, 1954

В 1950 году Могенсен открыл собственное частное дизайнерское бюро, а вскоре, в 1952 году, начал сотрудничать с молодым интерьерным архитектором и предпринимателем Андреасом Граверсеном, будущим владельцем компании Fredericia Furniture. Граверсен приобрел фабрику Fredericia в 1955 году: это ознаменовало не столько профессиональное партнерство с Могенсеном, сколько начало крепких дружеских отношений, объединенных общим желанием создавать простую, качественную и эстетичную мебель. Они были оба очень увлеченными и страстными, и иногда часто темпераментно спорили по поводу различных моделей: любопытно, что Граверсен всегда уступал требованиям дизайнера. Результатами этих споров стали классические и узнаваемые модели фабрики.

Один из шедевров Могенсена, Spanish Chair, 1958. Стул был продолжением экспериментов дизайнера с массивом дерева и седельной кожей

Одно из самых узнаваемых кресел, созданных Могенсеном, — Spanish Chair — «Испанское кресло». В этой модели 1958 года максимально сконцентрировались все наработки Могенсена в сочетании массива дуба и седельной кожи. Стул был представлен в 1958 году в рамках инновационной выставки, представлявшей «жилую единицу будущего». На стендах было создано открытое жилое пространство, и стул выступал главным его акцентом, а не вспомогательной деталью обеденных столов.

Детали Spanish Chair перед сборкой

«С годами я все более ограничиваю себя в выразительных средствах, — говорил Могенсен. — Я помещаю себя в очень узкие рамки, и строго блюду границы тех возможностей, в которых остаются форма и материал. Иногда я сознательно нарушаю эту границу — и тогда перехожу к новому этапу творчества».

Берге Могенсен тестирует прототип своего дивана Embassy Sofa, длина которого равнялась 222 см

Примером поздних проектов Могенсена является Canvas Chair (1970), это одно из его последних произведений. Здесь стремление создавать простые структурные формы, в которых свойства материала оптимизируются в идеально пропорциональных конструкциях, достигло своего предела. Плоское сиденье и спинка, подвешенные между круглыми брусками дерева, опираются на прямоугольные детали из массива дерева, служащие рамой.

Кресло Canvas, Fredericia, 1970

Контраст между плоским холстом, круглыми опорами и прямоугольной рамой — фирменный знак Могенсена, который любил использовать сильные горизонтальные и вертикальные линий. Монохромный стул стал реакцией на кричащую моду 70-х годов с ее ярким цветом и использованием пластика. Могенсену было гораздо ближе ценности непринужденного, близкого к природе образа жизни, где ценились базовые формы и органические элементы, происходящие из естественной среды.

Скамейки N5274, Fredericia, 1950-е

Могенсен получил медаль Экерсберга 1950 года, а также высшие архитектурные награды в Дании: C.F. Медаль Хансена в 1972 году. В 1971 году он и Андреас Граверсен вместе получили датскую премию за мебель за вклад в мебельную индустрию Дании, а в 1972 году Могенсен был назначен почетным королевским дизайнером в области промышленного производства Королевского общества искусств в Лондоне. Примеры проектов Могенсена можно увидеть в ведущих музеях дизайна по всему миру.

Tremmesofa, 1945

Стул J52B, 1940-е. Сегодня аналогичные модели выпускае HAY.

Трехместный кожаный диван N2213, Fredericia

Диван из линии No.1 series, Fredericia, 1955

Кресло Jazz, Fredericia, 1963

Вдохновляйтесь ВКонтакте с нами