Кайса Мельхиор: для тех, кто работает с концепциями будущего, кризис не страшен

Кайса Мельхиор (Kajsa Melchior) — молодой дизайнер из Стокгольма, которая работает с концепциями мебели будущего и создает вручную объекты, напоминающие органические образования.


По теме: Лука Никетто о новой эмпатии и цифровых платформах

В рамках Стокгольмской мебельной выставки 2020 Кайса Мельхиор представила коллекцию мебели и света, получившую название Fictive Erosion. Силуэты ее предметов напоминают форму геологических образований. По словам дизайнера, эти вещи символизируют собой будущее, в котором машинное производство запрещено в целях охраны окружающей среды. Каждый стол, стул и лампа изготавливаются в единственном экземпляре. Специально для ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН дизайнер рассказала о том, как выживают небольшие студии, и почему остановка — хорошее время для переосмысления.

Коллекция Fictive Erosion

«Для меня и других дизайнеров, которые работают с концепциями, спекулирующих на сценариях будущего, именно нынешний кризис может привести к чему-то плодотворному. Нам всем необходимо переосмыслить способы потребления и, возможно, пересмотреть ключевые понятия: качество и совершенство. В такие моменты, когда повседневная жизнь как бы замирает, появляется хорошая возможность задуматься о поведении человечества как вида.

Дизайн-бизнес может выжить даже в ситуации, когда производство остановлено на два-три месяца. Разумеется, небольшим компаниям пережить эту остановку намного легче, чем крупным, и этот новый опыт выживания может стать огромным шагом в будущем, когда речь зайдет о разработке и производстве: возможно, все будут отдавать предпочтение именно маленьким компаниям. Сейчас наступило время, когда «маленькие» мэйкеры — такие как я — как раз меньше других затронуты остановкой. Поскольку в моем случае это полностью ручное производство, которое делается самим дизайнером, его собственными руками.

Я использую песок, чтобы сформировать и вырезать форму, подвергая ее воздействию различных сил. Обычно для этого используются пневматические и водяные пистолеты, а также давление пальцев для манипуляций песком. На форму я воздействую до тех пор, пока не получится объем, который мне нравится. Затем этот объем помещается в штукатурку и после просушки выкапывается. Поскольку это «негатив» вещи, я никогда не знаю, каким будет конечный результат. В сфере дизайна все привыкли достигать полного сходства наброска и результата, точность  воспроизведения идеи обычно идет на первом месте. И, разумеется, мне тоже хочется некоторого контроля над процессом, но для меня также важен элемент случайности. Это похоже на диалог между мной и песком.

Коллекция Fictive Erosion

К счастью, пока моя студия не слишком затронута кризисом. Я не думаю, что нужно ожидать значительной поддержки от правительства (конечно, это больше связано с масштабом затруднений и размером компании). Было бы хорошо, если правительство выделило дотации. Думаю, нам всем сейчас нужно постараться остаться на плаву и развивать уже задуманное, и, конечно же, помогать друг другу на этом пути!

Что касается мер, принимаемых правительством Швеции, я не слишком слежу за ними. Думаю, важно, чтобы мы серьезно отвечали за свои действия. Все, кто может, работает из дома и не участвует в массовых мероприятиях, если в этом нет особой необходимости. Просто соблюдать дистанцию, мыть руки и относиться внимательно ко всем рекомендациям.

Мне повезло, что моя студия находится в двух шагах от моей квартиры — туда ведет лестница. И сейчас, когда время как бы замедлилось, появилась возможность работать еще больше. Непосредственно в эти дни я тестирую новый метод производства, который будет развиваться в этом году. И надеюсь, что скоро увижу его результаты!»