Советский дизайн, из прошлого — в будущее:  17 вещей

Советский дизайн, из прошлого — в будущее: 17 вещей

20 февраля 2020 г.

Московский музей дизайна заново открывает период 1950–2020. Экспозиция из более чем 300 объектов дизайна разделена на 12 разделов: авиация и космонавтика, автомобили и мототехника, медицинское оборудование и спорт... Макеты самолетов и транспортных средств, снегоходы, прототипы радиоаппаратуры, фото- и кинотехника, бытовые приборы, игрушки и многое другое. Что производил советский военпром, помимо танков и ракет?


По теме: Московский музей дизайна: о мире, дружбе и будущем промдизайна

Участниками проекта (а их более 30) стали Политехнический музей, Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ, МГХПА им. С.Г. Строганова и СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, концерн «Калашников», концерн «Швабе» и др. Генеральным спонсором выступил ПАО «Промсвязьбанк» — опорный банк ОПК, поддерживающий высокотехнологичную промышленность и культуру.

Радиоприемник «Микро»

Радиоприемник «Микро». Завод «Ангстрем», Зеленоград, 1966. Пластик, металлы. Промышленное производство. ФГБУК «Политехнический музей». 

С начала 1960-х годов прослеживается тенденция к миниатюризации портативной техники. Яркий пример истории советского дизайна — транзисторный радиоприемник «Микро», который с 1965 года выпускали Зеленоградский завод «Ангстрем» и Минский радиозавод. Такие аппараты были размером со спичечный коробок, имели внешний наушник или динамик и предназначались для приема местных радиостанций. Аккумулятор обеспечивал продолжительность работы устройства до 12 часов. «Микро» был популярен не только в СССР — он экспортировался во многие страны под наименованиями Micro и Astrad Orion. Его первые образцы были подарены Никитой Хрущевым королеве Великобритании Елизавете II и президенту Египта Гамалю Абделю Насеру.

Пылесос «Ракета-7»

Пылесос «Ракета-7». Днепропетровский агрегатный завод, 1966. Пластик, металлы. Промышленное производство. ФГБУК «Политехнический музей»

«Ракета-7» — одна из самых популярных моделей целой серии одноименных советских пылесосов. Несмотря на значительный вес, неповоротливость и громкий шум мотора, пылесос был очень популярным. Кроме комнатной уборки с его помощью можно было не только собирать крупный мусор, но белить потолки и опрыскивать домашние фикусы. Каждая модель имела базовую комплектацию и несколько улучшенных вариантов. В обычный комплект входили щетки и чистящие насадки, полочка для принадлежностей и разбрызгиватель жидкости (используемый для побелки). Название и форма пылесоса — дань моде на аэродинамический стиль, который стал популярным в 1950-е.

Табурет «Спутник»

Складной стул «Спутник».  Южный мащиностроительный завод. 

В СССР при производстве утилитарных изделий для дома применялись технологии и материалы, разработанные для военных и космических отраслей. В основу конструкции трехногого табурета «Спутник», выпускавшегося Южным машиностроительным заводом (производителем тракторов и ракет-носителей), были положены те же принципы, что и у настоящего космического спутника. Его конструкция и взаимное расположение ножек позволяли снижать нагрузку и экономить пространство. Роль усилителей конструкции выполняли соединительные трубки на ножках. Табурет был очень устойчивым, компактным и легким: при весе всего полтора килограмма, он мог вынести вес до 130 кг!

Телевизор «Ровесник»

Телевизор «Ровесник». Завод «Магнетон», Ленинград, 1989. Стекло, металл, пластик. Промышленное производство. Московский музей дизайна

Мобильный малогабаритный черно-белый телевизор «Ровесник» с 1989 года производился на Ленинградском заводе «Магнетон». Он был самым маленьким из всех, выпускавшийся когда-либо в СССР. Размер изображения по диагонали составляет всего восемь сантиметров, а вес — чуть меньше полутора килограммов. Телевизор выпускался в пластмассовом корпусе разных цветов и предлагался в двух вариантах: как набор-конструктор для самостоятельной сборки и в виде готового изделия. «Ровестник» использовал напряжение 12 вольт, поэтому его можно было смотреть в автомобиле, запитав от бортовой сети.

Часы «Победа»

Часы наручные мужские механические «Победа». Завод им. Масленникова («ЗиМ», Куйбышев), 1955. Металл, стекло. Промышленное производство. ФГБУК «Политехнический музей»

В СССР была развитая часовая индустрия: до 1991 года в стране работали более 10 заводов, которые делали почти 100 марок часов. Самыми известными были «Победа», «Слава», «Ракета», «Полет», «Луч», «Чайка». Часы «Победа» были выпущены в 1946 году к первой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. До 1954 года их выпускал Первый Московский часовой завод, затем технологию передали на другие предприятия — в том числе, на завод имени Масленникова («ЗиМ») в Куйбышеве. Часы «Победа» были очень популярны: ими награждали ударников производства, ветеранов войны и труда. Их экспортировали во многие социалистические страны, а в 1985 году по просьбе стран Организации Варшавского договора была выпущена юбилейная партия.

Парашют ПД-47

Конструкторы Н.А. Лобанов, М.А. Алексеев, А.И. Зигаев, Ивановский парашютный завод. 1950-е. Перкаль, металл, шитье. Холдинг «Технодинамика», АО «Полет»

Модель парашюта ПД-47 была разработана в 1947 году после появления новых типов самолетов и увеличения скорости полетов. Он стал одним из самых массовых и производился вплоть до середины 1970-х. Парашют имел квадратный (!) перкалевый купол площадью 71,18 кв. м и массу 16 кг. Считалось, что именно такая, квадратная, а не круглая форма более устойчива во время раскрытия и экономичнее в производстве. Именно с ПД-47 в 1955 году совершил прыжок будущий первый космонавт Юрий Гагарин.

Снегоход

Снегоход. Дизйанеры. Н. Каптелин, А. Попов, Л. Кузьмичев, О. Мартынова, А. Трушкин. ВНИИТЭ, 1979. Макет. Металл, пластик. Ручная сборка. Московский музей дизайна

В конце 1970-х годов дизайнеры ВНИИТЭ одними из первых в мире предложили использовать снегоходы с закрытой кабиной. Экспериментальная модель была разработана в 1979 году. Закрытая кабина позволяла перемещаться с большей скоростью, обеспечивала безопасность и удобство людей, решала проблему звукоизоляции. Кроме того, стеклопластик не был подвержен ржавчине. Подобно «Ниве», признанной первым вседорожником с уровнем комфорта легкового автомобиля, данный снегоход был призван стать первым комфортабельным зимним видом транспорта, однако проект был приостановлен на стадии конструкторского предложения.

Фотоаппарат «Зенит-ЕТ» ручной со сменным объективом. Красногорский завод имени С. А. Зверева, 1982. Металл, стекло, пластик. Промышленное производство. Московский музей дизайна
Аэрофотоаппарат АФА-39, 1950-е годы. Металл, стекло, промышленное производство. Красногорский завод им. С.А. Зверева (КМЗ), Холдинг «Швабе»
Игрушки. Серия «Военная техника». «Десантный автомобиль», прототип — ГАЗ-62/ГАЗ-66, «Бронеавтомобиль», прототип — БРДМ-1, «Грузовой автомобиль», прототип — Урал-375, «Вездеход», прототип — ГТ-СМ. Тульский патронный завод, 4-й литейный цех, 1967
Мотороллер грузовой «Вятка» МГ-150С. Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», 1959. Металлы, резина, пластик. Промышленное производство. ФГБУК «Политехнический музей»
Радиоприемник «Невский». Ленинградский филиал ВНИИТЭ для Ленинградского приборостроительного завода «Равенство». Один из первых приемников, ловивших «вражеские голоса», 1980. Пластик, металлы. Промышленное производство. Санкт-Петербургский Союз дизайнеров
Электробритва «Агидель». Уфимское приборостроительное ПО (Завод №40), КБ-7 по разработке и серийному сопровождению ТНП, 1970-е годы. Металл, пластмасса. Промышленное производство. Из коллекции А. Романова

Электрофон «Каравелла-203 Стерео» с вертикальным расположением пластинки, распашными створками колпака и тангенциальным тонармом. Николай Слесарев, НПО «Океанприбор», Ленинград, 1981. Макет. Пластик, ручная сборка. Собрание семьи автора

Паяльник-пистолет в инструментальном кейсе. Дизайнер Н. Григорьев, ВНИИТЭ по заказу московского завода «Москабель», 1982
Сифон для приготовления газированных напитков «Пингвин». Дизайнер В. Лихойда. Долгопрудненский машиностроительный завод. 1979. Сплавы цветных металлов, пластик. Промышленное производство. Московский музей дизайна.

Макет 1:50 первого в СССР пассажирский реактивного самолета Ту-104, 1956.
Металл, пластмасса, ручная сборка. ПАО «Туполев». Ту-104 был разработан на базе бомбардировщика Ту-16, у которого была позаимствована конструкция крыла, гондол двигателей, хвостового оперения и шасси. Фюзеляж стал шире, а крылья переместились ниже. 

Мир! Дружба! Дизайн! История российского промышленного дизайна. Московский музей дизайна. Западное крыло Новой Третьяковки. Москва, Крымский Вал, 10. , до 29 марта 2020.

При поддержке ГК «Ростех». Партнер по свету Arlight. Спецпроект: Cyber Star. Партнер музея: Voerman.