Советский дизайн: панорамный фотоаппарат «Горизонт»

Советский дизайн: панорамный фотоаппарат «Горизонт»

Панорамный фотоаппарат «Горизонт» приобрел популярность в советских 1970-х, став «дипломатическим» подарком. Президент США Джимми Картера (р. 1924) сделал «Горизонтом» одну из самых любимых своих фотографий —  в «овальном» кабинете Белого дома.

По теме: Советский дизайн: фоторужье «Фотоснайпер»

«Горизонт» был у короля Нидерландов, о нем мечтал премьер-министр Индии. Камеру «Зенит» использовал американский фотограф Артур «Уиджи» Феллинг. «Зениты» экспортировали в 76 стран. Только в Англии их продавали в 4000 магазинов. Фотоапараты Красногорского механического завода (КМЗ), долгое время по сложности разработок конкурировали с японскими Canon и Nikon, американским Kodak и немецкими любимцами креативного класса — Leica и Hasselblad. А само советское оборонное предприятие считалось одним из лидеров оптических технологий в мире.

Оскароносный голливудский актер Гари Олдман сегодня признается в любви к панорамному «Горизонту» в свох твиттах.

Об истории знаковой модели рассказывает Ольга Дружинина — автор книги «Владимир Рунге: от «Горизонта» до «Зенита», историк дизайна и директор по развитию Московского музея дизайна: «Идею и макеты панорамного фотоаппарата создал в 1948 году советский конструктор стрелкового оружия Федор Токарев (1871–1968). «ФТ» в форме прямоугольной коробочки имел объектив, который, в отличие от объективов обычных широкоугольных камер, не охватывал фотографируемый объект целиком. Он экспонировал пленку, вращаясь вокруг проходящей через главную точку объектива вертикальной оси, как бы сканируя изображение по горизонтали. Пленка располагалась не плоско, а по дуге. Угол панорамирования по горизонтали составлял 120 градусов.

Фотоаппарат «ФТ-2» (фотоаппарат Токарева), 1950-е.

Для запуска в производство модель «ФТ» Федора Токарева нуждалась в доработках. Они были сделаны в 1950-е годы Евгением Соловьевым, после чего в 1967 году Красногорский завод начал выпуск панорамных фотоаппаратов под брендом «Горизонт».

Ольга ДружининаОльга Дружинина Московский музей дизайна

 

Евгений Соловьев вспоминал в 1990-х: «Нам сразу стало ясно, что конструкция Токарева откровенно неудачна, дизайн самый примитивный — ящик какой-то… Собственно от нее осталась одна идея — панорамная съемка на 120 градусов. Затвор, объектив, управление сделали другое, но все это было не то, до тех пор, пока я не смог «вытащить» объектив из спецтехники...

Фотоаппарат «Горизонт», 1967, 142х67х82 мм. Из личного архива В. Рунге.

Как вы наблюдаете панораму? Вы, как «Горизонт», ее сканируете, то есть последовательно смотрите. Мозг, в итоге, воспринимает это как постоянную картинку. На снимке то, что в центре, получается более мелким, чем то, что по краям. Объектив «рыбий глаз» берет почти 100 градусов, но искажения на краях были очень большие. «Горизонт» вносит намного меньше помех, чем обычный объектив, так называемый широкоугольник. Он выдает результат, близкий к обычной плоскостной картинке».

Панорама, сделанная фотоаппаратом «Горизонт».

«Объектив из спецтехники» — ОФ-28, о котором говорит Соловьев, обладал уникальными характеристиками по разрешающей способности и глубине резкости. Именно этим объективом комплектовалась разработанная красногорскими конструкторами по заказу советских спецслужб «шпионская» фотокамера МФ, которой пользовались разведчики всего социалистического лагеря.

Панорама, сделанная фотоаппаратом «Горизонт».

Генеральный спонсор выставки — ПАО Промсвязьбанк. Партнер ГК «Ростех». Партнер по свету Arlight. Спецпроект: Cyber Star. Партнер музея: Voerman.