Советский дизайн: фоторужье «Фотоснайпер»

Фоторужье «Фотоснайпер». Конструктор С. Малинский. Выпускался с 1965, габариты 140х235х560 мм. Из личного архива В. Рунге.

Фоторужье «Фотоснайпер» (1966) — эмблематичный пример советского дизайна и один из самых известных фактов совместной разработки Красногорского завода и Строгановки. О его создании рассказывает Ольга Дружинина — автор книги «Владимир Рунге: от «Горизонта» до «Зенита», историк дизайна и директор по развитию Московского музея дизайна.

По теме: Московский музей дизайна в Новой Третьяковке

«Первый вариант был создан в 1960-е годы ведущим конструктором Самуилом Малинским, бывшим кадровым военным. По внешнему виду этот фотокомплекс напоминал огнестрельное оружие. Его использовали не только для фотоохоты, но и для съемки удаленных объектов, в том числе на оживленных улицах, спортивных соревнованиях. Соответственно, оно должно было выглядеть как оптический прибор, а не как ружье.

Ольга ДружининаОльга ДружининаМосковский музей дизайна

 

Испытания фоторужья «Фотоснайпер» во ВНИИТЭ. Измерение биопотенциалов мышц при пользовании фоторужьем. 1966. Из личного архива В. Рунге.

«Вместо того, чтобы делать, по сути, автомат Калашникова, мы должны были спроектировать технику для съемки удаленных объектов, — рассказывает Малинский. —  У ружья своя специфика: есть отдача, вы прицеливаетесь — есть мушка. И поэтому вся эта компоновка, вся эта конструкция сделаны так, чтобы это было оружием. К фототехнике для съемки — совершенно другие требования: человек не должен шею выворачивать, никакой отдачи быть не может, головой не нужно крутить. И мы со студентом Строгановки Мишей Малышевым, для которого это был дипломный проект, все это описали».

Серийный образец «Фотоснайпера». 1960-е. Из архива Московского музея дизайна. В «Фотоснайпере» используется длиннофокусный объектив, который позволяет приблизить снимаемые объекты, как это делает бинокль. Но у такого объектива довольно маленький угол зрения, поэтому через него неудобно следить за движущимися предметами.

Создали новый образец, посылаем заявку в патентную службу. Нам отвечают: «Новизна есть, проект необычный, не плагиат, но — отказать. Предлагаемый вами комплект для съемки удаленных объектов не имеет ничего общего с внешним видом фоторужья, выпускаемого заводом». Была такая мода — изделие должно информировать, для чего оно предназначено. Не делайте часы в виде футбольного мяча, мельницы или домика — часы есть часы. На мое счастье, мне попадается американская реклама. Вот почти дословно: «Если вы, уважаемые фотолюбители, желаете получить снимок какого-нибудь политического деятеля не с белозубой улыбкой, а в проявлении искренних чувств, купите советский «Фотоснайпер».

Макет «Фотоснайпера», разработанный в рамках дипломного проекта студента МВХПУ (б. Строгановское) М. Малышева, консультант Владимир Рунге. 1984. Из архива Московского музея дизайна. В проекте М. Малышев и В. Рунге добавили к конструкции дополнительный объектив с большим углом зрения и рамкой. Она выделяла часть общей картины, которая соответствовала углу зрения «длиннофокусника».

Как только вы его наведете на этого политика или бизнесмена, то все гамма его человеческих чувств будет отображена на его лице. Потому что он может подумать, что это очередное покушение на его жизнь». И приписка была: «Не делайте этого, если вам дорога ваша жизнь. Охрана не дремлет». Все это я послал в патентную службу — они посмеялись, извинились и свидетельство выдали. А после этого выходит мультфильм «Простоквашино», в котором кот Матроскин говорит псу: «Ты за зайцем полдня мотался, чтобы сфотографировать, а теперь будешь еще двое суток бегать, чтобы фотографию отдать». Но тогда не было этого мультфильма, и мы сослались на рекламу».