Борис Берлин (Boris Berlin) — о красоте и трендах

16 августа 2016 г.

Борис Берлин (Boris Berlin) — о красоте и трендах

Борис Берлин (Boris Berlin), российский дизайнер, живущий и работающий в Дании. Берлин посетил Москву по приглашению Московского музея дизайна и Посольства Дании в России в числе европейских спикеров в Дни промышленного дизайна в Сколково. Выпускник Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна в 1987 году Берлин стал соучредителем и партнером компании Komplot Design, получившей многочисленные профессиональные премии, в том числе и Red Dot Award. С 2010 года он — соучредитель и партнер бюро Iskos–Berlin.

«Я занимаюсь дизайном в  прямом и простом понимании смысла этого слова — мы организуем и формируем предметную среду человека. В Дании я оказался, поскольку женился на датчанке (мы и сейчас вместе), мы собирались жить в Питере, но у нее начались затруднения в получении въездной визы. Вместо разрешения навестить ее мне предложили купить билет в одну сторону, я и уехал. Не задумываясь — легко взял и уехал.

Дизайнер Борис Берлин.

Честно говоря, тренды меня не интересуют. Тренды – рябь на поверхности воды. Разработка проекта может длиться несколько лет – в зависимости от целого ряда обстоятельств – два, три, даже четыре года. То, что мы делаем, мы предполагаем и надеемся, будет жить намного дольше, чем тренды на какие-то два года. Тренд и стиль меня не интересуют. При всем уважении к «трендовым» дизайнерам. Я понятия не имею, какие цвета будут в моде следующей осенью — какая мне разница. Я создаю «тело», а какую «татуировку» на ней изобразит кто-то другой – мне не важно. Мое тело должно выдержать все тренды и остаться целым.

Стул из серии Non, Komplot. 2000-2002.

Дизайн же не о «красоте», это гораздо более комплексная деятельность, в то время как наше понятие красоты сильно меняется. То, что люди считали красивым тридцать лет назад, сейчас уже красивым не является. Когда-то мебель, покрытая полиэфирным лаком, блестящая как концертный рояль, являлась идеалом того, что надо купить и поставить у себя дома, в офисе, не важно где. Книга, напечатанная на глянцевой бумаге, представлялась символом качества. Хотя мода циклична, но представление о качестве не может быть цикличным.

Стулья из серии Gubi, Komplot. 2003.

Конечно, есть интересные мне дизайнеры и фирмы-производители. Более того, часть моей работы — знать, что делают другие. По меньшей мере для того, чтобы случайно не попасть в то, что делает кто-то другой. Если ты подумал об этом, то наверняка еще есть кто-то другой, кто тоже может об этом подумать. Необходимо знать, что происходит сейчас. Так же, как в любой другой профессии,

— будь ты медик или физик. И, как ни странно, это знание помогает сделать что-то свое. У меня есть свой дизайнерский шорт-лист, ведь уследить за всеми невозможно. К примеру: Джаспер Моррисон, Наото Фукасава и с десяток других. Среди фирм: Vitra, Magis, Hay, Muuto... 

+ По теме: 17 стульев для дома и сада

Стулья серии Nobody & Little Nobody. Komplot. 2007-2008.

У меня нет никакого стиля, да и материалы я все люблю. Каждый по-своему, у всех есть своя душа, свои особенности, своя область применения, даже скорость — как жизни, так и их производства. Нет идеального материала, у них у всех есть свои свойства и качества. Их надо выяснить и полюбить или не полюбить, и тогда не пользоваться. Выбор материала — это результат анализа, производная ряда процессов. Ну и плюс ко всему я полагаюсь на интуицию. Даже во время первого разговора с заказчиком я часто знаю «ответ задачи».

 

Я встаю примерно в 6.30 утра, проверяю почту, завтракаю. После этого сажусь на велосипед, примерно в 8.30, и еду в нашу студию. Заканчивается мой рабочий день, когда солнце заходит. К сожалению, дни проходят слишком быстро... Когда мы начали Komplot Design, у нас был короткий набор правил, определяющих то, чем мы не будем заниматься. Вот архитектура — это как раз то, чем мы не занимаемся. В конечном счете это ограничение распространилось и на дизайн интерьеров. Это не значит, что мы не в состоянии «вторгаться» в смежные области — иногда просто не удержаться от искушения. Как раз сейчас мы делаем дизайн большой экспозиции для Датского Музея Дизайна».