V&A готовит грандиозную выставку кимоно

Moriguchi Kunihiko, Beyond, 2005, Kyoto, Japan. Image сourtesy of the Khalili collection. © Moriguchi Kunihiko

Японская одежда XVII века, наряды от кутюр и костюмы из «Звездных войн» собрались в крупнейшем проекте V & A, посвященной кимоно. Ему прочат стать самой значительной выставкой 2020 года, объединяющей моду, историю и дизайн.

В начале 2020 года лондонский V & A — Музей Виктории и Альберта откроет первую в Европе крупную выставку по кимоно. Окончательный символ Японии, кимоно часто воспринимается как нечто традиционное, вечное и неизменное. Но новый показ под названием Kimono: Kyoto to Catwalk будет противостоять этой концепции, представляя японскую одежду как постоянный источник вдохновения.

Hiroko Takahashi, HIROCOLEDGE, 2009, Japan. Courtesy of Hiroko Takahashi

Кимоно — символ общества, ориентированного на моду, не похожее на современное, в котором стремление к исключительному образу подпитывалось культом знаменитости и поощрялось производителями, продавцами и издателями.

Kobayakawa Kiyoshi (1899-1948). Kaidan, hanging scroll, ink and colours on paper

На выставке будет показано культурное значение кимоно с 1660-х годов до наших дней, как в Японии, так и в остальном мире. Редкое кимоно соединится вместе с модой от ведущих кутюрье, фильмами и перформансами.

Akira Times, Kimono Times, 2017. © Akira Times

315 работ, половина из которых составляет первоклассное собрание V & A, а другая щедро одолжена музеями и частными коллекционерами из Европы, Америки и Японии. Основные моменты выставки — платье Бьорк, созданное Александром Маккуином, оригинальные костюмы из «Звездных войн», произведения Ив Сен-Лорана, Рэй Кавакубо и Джона Гальяно. Картины, принты, аксессуары и другие предметы будут предоставят дополнительный контекст ради захватывающей истории стиля.

Album Homogenic. Björk х Alexander McQueen, Фото: Nick Knight. Image © Nick knight © Alexander McQueen. Courtesy of One Little Indian Records

Простая структура кимоно фокусирует внимание на поверхности, позволяя создавать роскошные узоры с использованием сложных техник. Впервые эти наряды были экспортированы в Европу в середине XVII века. Иностранные ткани были также привезены в Японию и включены в культуру кимоно. Редкие экземпляры, выжившие после этого раннего периода культурного обмена, включая кимоно, сделанные в Японии для голландцев и кимоно, сшитые из французской парчи и индийского ситца, будут показаны, чтобы отразить отношения между Востоком и Западом.

Christian Dior, Haute Couture Spring-Summer 2007 © Getty Images

В конце XIX-го века кимоно маркирует повсеместное увлечение японским искусством и дизайном. Кимоно, купленное в универмагах, таких как Liberty & Co. в Лондоне, носили те, кто хотел выразить свой художественный талант. В ответ Япония сделала смело вышитое «кимоно для иностранцев». Наибольшее влияние этого японского наряда на западную моду можно отметить в начале XX-го века, когда Поль Пуаре, Мариано Фортуни и Мадлен Вионнет, отказались от корсета в пользу слоев ткани, свободно драпирующих тело.

Duro Olowu. Autumn/Winter 2015, England. © Duro Olowu

Заключительный раздел выставки покажет, как и кого кимоно продолжает вдохновлять. Потенциал виден в проектах Тома Брауна, Дуро Олову и Йоджи Ямамото. Вневременное, универсальное качество кимоно также сделало его идеальным костюмом для кино. В экспозицию войдут костюмы Оскара из «Записок гейши» и ансамбль Жана Поля Готье, который носила Мадонна в своем видео «Ничто не имеет значения».

Kimono for a young woman (furisode), 1905–1920, probably Kyoto, Japan. © Khalili Collection, K106
Under-kimono for a man (juban). Fabric made in Britain or France, tailored in Japan, 1830-1860. Courtesy of the Khalili Collection
Outer-kimono for a young woman. Probably Kyoto, 1800-1830. Courtesy of the Joshibi Art Museum
A Comfortable Corner (The Blue Kimono), oil painting, by William Merritt Chase, about 1888, US. © Parrish Museum, Littlejohn Collection, 1961.5.21

• Kimono: Kyoto to Catwalk, Музей Виктории и Альберта, Лондон. 29 февраля — 21 июня 2020.