Пол Кокседж: технологии и волшебство

Пол Кокседж: технологии и волшебство

Британского дизайнера Пола Кокседжа (Paul Cocksedge, р. 1978) часто называют волшебником. Он ловко маневрирует между коммерческими проектами и собственными лабораторными экспериментами, лежащими в области физики, химии, оп-арта и социологии.  

У Кокседжа, самого технологичного и поэтичного дизайнера своего поколения, несколько образований, одно из них в области физики. Он учился под кураторством Рона Арада в лондонском Королевском колледже искусств. Его юношеские работы отметили Инго Маурер и Иссей Мияке: они помогали молодому дизайнеру, ставившему на первое место инновацию. Они же организовали его первые выставки: обоих поразило абсолютное бесстрашие в подходе к самым технически сложным проектам. 

Paul Cocksedge Studio он основал в 2004 году (деловым партнером стала Жоана Пинхо).  С тех пор его специализация — соединять несоединимое. Свет, воду и органику. Ваза с цветком светится, пока жив цветок. Ему близко метафорическое мышление, он годами ищет способ донести поэтическую метафору с помощью сложных химических или физических процессов, переведенных на язык дизайна.

 Самая масштабная инсталлялция, когда-либо созданная Полом Кокседжем, Please Be Seated была представлена во время Лондонской недели дизайна 2019.
Инсталляция Capture в нью-йоркской галерее Friedman Bendа. 2013. На этой сольной выставке дизайнер представил работы, созданные в течение пяти лет.

«Мне хочется, чтобы каждый человек задавался вопросом «как это вообще возможно»? Хотя за любым чудом стоит, как правило, только точный математический рассчет и знание естественных законов физики». Он часто экспериментирует ради создания оптических иллюзий. Столы в виде согнутого листа металла, с виду готовые опрокинуться, на самом деле невероятно устойчивы и выдерживают несколько десятков килограмм. 

Compression Sofa, мрамор, Moooi, 2016. Существует также вариант из синтетической пены.

Среди его клиентов музеи и общественные организации, крупные бренды и городские комьюнити: V&A, London Design Festival, NHS, Swarovski, BMW, Hermès, City of Lyon, Wellcome Trust, Sony. 

Усилитель звука для смартфонов Change the Record, 2011. Сделан из виниловых пластинок.

Кокседж — один из страстных промоутеров устойчивого дизайна. Почти в каждом его проекте присутствуют переработанные материалы. Когда несколько лет назад была запланирована смена студии, он использовал бетонные полы, которые новые владалец хотел поменять. Так потенциальный мусор превратился в эффектную лимитированную коллекцию мебели. Он также ищет новые способы для использования старых носителей информации: его «пассивные» усилители звука в виде черных конусов сделаны из старых виниловых пластинок. 

Световая инсталляция Orbits для витрины COS в пространстве Coal Drops Yard.

Но славу ему принесли не столько отдельные предметы, сколько  эксперименты в области различных процессов. Для коллекции мебели Freeze (куда входят столы, скамьи и другие предметы) он использовал инновационное соединение металлических деталей.

Инсталляция Bourrasque в Лионе, 2011. В этой работе Кокседж совместились сразу несколько увлечений дизайнера: свет, интерес к пластичности и морфологии листа бумаги и природе.

«Различные виды металла не всегда возможно соединить при помощи сварки, склеивания или креплений. Но если использовать свойство металлов сжиматься и расширяться, можно достигнуть любопытных результатов».  Кокседж изобрел способ, при котором главным «соединителем» является жидкий нитроген, охлаждающий металл: при этом металл сжимается на 0,002 мм, и уменьшенные детали можно соединить. Когда металл расширяется, он становится как бы единым целым с остальными деталями.

Проект Freeze: стол Twelve Ring Table, 2015.

«Если вы обратиться к сварщику соединить, к примеру, алюминий и медь, он откажется — поскольку это совершенно различные по структуре металлы. Но техника, которую я применяю, это позволяет — у стола из коллекции Freeze алюминиевая столешница и медные ножки в виде столбов, проходящих сквозь столешницу.

Проект Freeze: стол Circle, 2015.
Процесс соединения жидким нитрогеном деталей стола из коллекции Freeze.

Самым сложным было найти фабрику, которая бы взялась за исполнение этих вещей. Многие хорошо работают с металлом, но этого недостаточно: нужно относиться к каждой детали как к ребенку. Холить и лелеять. И понимать, что любая царапина, любое пятно могут привести целую деталь в негодность. Все люди, на каждом этапе обрабатывающие эти детали, должны понимать это и действовать очень бережно и сообща. Сам процесс использования жидкого нитрогена невероятно театральный: много дыма, пузырей и чудесных звуков».

Скамья Freeze, 2015. Детали скамьи соединены с помощью технологии заморозки, при которой различные виды металла могут соединяться бесстыковочно. photo Marck Cocsedge.
Процесс соединения жидким азотом деталей стола из коллекции Freeze.

Вещам, соединенным при помощи нитрогена, не грозит дальнейшее воздействие — их почти невозможно разъединить. Даже если вдруг стол окажется в условиях низкой температуры, все детали одновременно сожмутся — и при этом конструкция останется монолитной. Мне нравится идея, при которой при любой катастрофе созданные мною вещи останутся почти неизменными».

Инновационный стол Poised table представляет собой согнутый лист металла. Неустойчивая на вид столешница при этом выдерживает вес в несколько десятков килограммов.

Кокседж уверен, что этот процесс совершенно революционный для создания мебели — он открывает огромное поле возможностей. При таком соединении не видны стыковки, а цвета различных металлов можно сочетать легко и свободно. Пока эта технология не подходит для массового производства в силу своей дороговизны и количества людей, вовлеченных в создание каждой вещи. «По сути, это ручной труд, а не машинный», - уточняет дизайнер.       

Проект Excavation: Стол EVICTED Sliced Core, 2017.

В последние годы дизайнер нацелен на сотрудничество с крупными организациями, влияющими на урбанистику. «Однако я бы предпочел такие проекты, над которыми возможно работать в одиночку или с небольшой командой. В том, как гиганты современного искусства устраивают городские инсталляции, есть нечто соблазнительное. Но у Аниша Капура и Олафура Элиассона, по сути, уже огромные компании, а мне хотелось бы придерживаться собственного пути».

Светильник Life 01 для Flos, 2009. Лампа-ваза излучает свет до тех пор, пока жив цветок, стоящий в вазе. Кокседж впервые сумел сочетать органические процессы, свет и воду.
Книжная полка Rythm.
Marble Bookmark, 2010. 93-килограммовые мраморные книжные закладки: Кокседж предлагает класть книгу на острие этих объектов.
Инсталляция Manuscript, 2011. Для Пекинской недели дизайна
Световая инсталляция Sestosenso в сотрудничестве с Flos и BMW, 2011. Сквозь прозрачные и красные конусы, подвешенные на разной высоте, можно было увидеть видео, спроецированное на стены.
Светильник Styrene: с этого объекта началась карьера Пола Кокседжа. Он сумел найти такой температурный режим для спекания одноразовых стаканов, при котором они превращались в биоморфный абажур. 2002
Светильники NeON, 2003. Победитель конкурса Bombay Sapphire Prize 2003, International Glass Design Award. Колбы из выдувного стекла заполнены газом, прозрачным при дневном свете и меняющим цвет при вечернем.
Проект Crystallize для Swarovski Cristal Palace, 2005: лазерные лучи, преломлясь в нескольких хрустальных эелементах, создают форму светильника.
Инсталляция White Light в галерее Friedman Benda: на потолке закреплена мозаика из меняющих цвет панелей. В определенный момент все светящиеся цветные фрагменты становятся белыми, что радикальным образом меняет восприятие пространства у зрителя.