Mathieu Lustrerie: люстра госпожи де Помпадур

Mathieu Lustrerie: люстра госпожи де Помпадур

Малый Трианон — версальская резиденция последней королевы Франции — не часто открывает двери для посетителей. Счастливчики, которым удалось проникнуть внутрь, могут наблюдать роскошные интерьеры и люстры, при свете которых Мария-Антуанетта писала письма, играла на рояле и принимала самых близких гостей. Но этих изящных светильников могло бы и не быть, если бы не усилия мастеров из компании Mathieu Lustrerie и ее основателя Режиса Матье.

«Оригинальные люстры были отправлены на переплавку во времена революции 1789 года, — рассказывает Режис Матье, — Чтобы воссоздать оригиналы, мы тщательно изучали старинные чертежи, благо они сохранились».

«Реставрация старинных светильников — большая ответственность, — объясняет Режис Матье, — Французские люстры XVII и XVIII века — настоящие произведения искусства. Их могли позволить себе немногие, и создавать светильники для короля и высшей аристократии могли только самые талантливые мастера, мэтры, сдавшие специальный экзамен». Сегодня Режис Матье — едва ли не единственный продолжатель традиции королевских люстрие.

«Когда-то люстры торжественно выносили в залу, чтобы почтить особо важных гостей, и через некоторое время уносили, – рассказывает глава Mathieu Lustrerie. — У королей были коллекции люстр, и они каждый вечер могли выбирать, какой из них они хотят порадовать своих приближенных. Привинчивать люстры к потолку стали только с изобретением газового освещения, и позднее электричества». Так люстра стала неотъемлемым предметом интерьера. «Однако ее главная роль всегда заключалась не в освещении, а в украшении дома, в создании особой праздничной атмосферы», — настаивает Режис Матье.

Люстра должна излучать мягкий свет, приятный для глаз, объясняет эксперт. «Электрические лампочки совершенно не подходят для этих роскошных светильников, их резкий свет ослепляет», – утверждает Режис Матье. Мастер сумел найти новое решение для освещения люстр, которое с восторгом приняли все французские музеи и театры.

Лампами LED от Mathieu Lustrerie, в точности имитирующими пламя свечи, теперь оснащены люстры в Версале и Лувре, Опере Гарнье и Комеди Франсез. Люстры, отреставрированные мастерами Mathieu Lustrerie, можно увидеть и во французском Сенате, и в Национальной Ассамблее, и в Елисейском дворце, а также во множестве замков, соборов и исторических зданий по всей Франции.

Вдохновляясь старинными образцами, мастера Mathieu Lustrerie создают точные копии светильников, украшавших когда-то королевские интерьеры. Некоторые из них можно увидеть в музее люстр, который компания открыла в своих мастерских в Гаргасе на юге Франции: там представлено более 200 светильников самых разных эпох и стилей. Один из экспонатов — люстру госпожи де Помпадур — Режис Матье привезет в Москву на Дни французского дизайна в мае 2019 года.

«Людовик XV полюбил простолюдинку. В знак своей любви он даровал ей титул маркизы и подарил ей роскошную люстру. Светильник был спасен от уничтожения в годы революции. Оригинал сейчас хранится в Институте Франции. Мы покажем москвичам его точную копию, воссозданную нашими мастерами», — рассказывает Режис Матье.

Mathieu Lustrerie часто просят сделать в точности такие же люстры, как те, что украшают музеи мирового уровня и резиденции глав государств. Так для одного из клиентов мастера Mathieu Lustrerie в течение года делали люстры, до малейшей детали повторяющие те, что висят в Георгиевском зале Кремлевского дворца.

Режис Матье убежден: время люстры — королевы гостиной —не ушло, и даже самые современные интерьеры только выиграют, если в них поместить роскошный светильник из бронзы и хрусталя. «Раньше люстру надевали как шарф, сегодня — как колье, — объясняет мастер. Люстра — гораздо больше, чем источник света, это, в первую очередь, предмет искусства, такой же как музейная скульптура или ювелирное украшение». Позицию Режиса Матье разделяют и такие компании, как Chanel, Сartier, Guerlain, Hermès и Louis Vuitton. Бутики этих домов моды украшают современные работы Режиса Матье: люстры-бижу классических и барочных форм.

«Люстра в доме — это знак щедрости его хозяев, — утверждает мастер. — Вы не будете приобретать люстру для себя самого. Люстра нужна, чтобы радовать гостей и устраивать праздники. Под светом люстры обычно проходят самые радостные моменты в жизни семьи. Люстра нужна для того, чтобы делать их еще более счастливыми».