Александр Константинов: между архитектурой и искусством

Александр Константинов: между архитектурой и искусством

Математик, художник, архитектор, дизайнер Александр Константинов (14.12.1953 – 21.05.2019) — междисциплинарный мастер, который в одной работе концентрировал задачи самых разных сфер. Он проектировал ясные, минималистичные, пространственные структуры. Педантичный расчет сочетал со случайным и незапрограммированным. Ручную работу с компьютерным моделированием. И никогда не поступался качеством. 

По теме: Арт-биеннале в Венеции: Тинторетто, Крымов, Нахова и другие

Он любил европейскую гравюру, географические карты, камерные рисунки, Дюрера, но его основным жанром стал паблик-арт, а экспозиционными залами — парки, дороги и сады. В Москве, Люксембурге, США, Японии... И мог бы стать весь мир.

Фасад частного дома в Подмосковье. Фасад с обрешеткой из металла – работа Александра Константинова.
Александр Константинов. Деревья. Металл.
Александр Константинов. Инсталляция. Скотч. Крокин галерея.

Доктор математических наук, профессор кафедры прикладной математики Московского университета электроники и математики в 1987 году он вошел в творческое объединение «Эрмитаж» и стал выставляться с 1988 года.

 Александр Константинов. Павильон Unter den Linden. Хоэнемс (Австрия).

 Александр Константинов. Павильон Unter den Linden. Хоэнемс (Австрия).

В 1990-х Константинов «копировал» миллиметровку и канцелярские формуляры, повторяя каждую их погрешность, находя в расплывающихся пятнах типографской краски поэзию ошибки. Тогда же появились его авторские книги по текстам Кафки в духе традиций допечатных книг XIII века, где каждому графическому символу придавался особый смысл. 

Александр Константинов. Дерево. Металлический профиль. Фото: Александр Константинов.
Александр Константинов и Илья Заливухин. Проект обновления парка «Динамо». Москва.

Помимо графики художник занимался инсталляциями и архитектурным проектированием, вынося повторяющийся ритм на фасады зданий, улицы и площади. Его грандиозные произведения преображали среду, цитируя архитектуру, которая находится вокруг. Он создавал прозрачные скульптуры деревьев, разлинованные фасады, сетчатые порталы, воздушные арки, калитки, павильоны, лишенные своего бытого назначения.

По теме: Kaschmir Club по проекту художника Александра Константинова

«Токийская галерея «Арт Фронт» предложила мне принять участие в Оку-Ното Триеннале, проходящей в Сузу. Я высказал идею сделать не просто арт-объект, но что-то полезное для местных жителей. Например, автобусные остановки», — Александр Константинов. Фото: Александр Константинов.

И, если есть еще те, кто устанавливает границы между искусством, дизайном и архитектурой, то Александр Константинов границы нарушал постоянно, последовательно и красиво. «Я просто вышел на улицу со своими маленькими рисунками», — говорил Константинов.

Александр Константинов. Автобусные остановки в японском Сузу. Сделаны из алюминия, скреп­ленного десятками тысяч заклепок. Фото: Александр Константинов.

Персональные выставки Константинова проходили в России, Германии, Австрии, Чехии, Швейцарии, Венгрии, Норвегии и многих других странах. Один из последних незавершенных проектов мастера — автобусные остановки в Японии. • В Москве работы Александра Константинова представлены в Krokin Gallery.

 Александр Константинов. Самый «энергетический» проект — электростанция ЕССО. Люксембург. Совместно с BENG Architects. Фото: Александр Константинов.

«Я отношусь к тем людям, которые очень бережно относятся к истории. Все, что можно сохранить, надо сохранять. Любыми средствами, путями, даже  если это не какой-то выдающийся памятник архитектуры, и даже если это вообще не памятник архитектуры. В России достаточно пустого места. Надо строить на пустом месте. Зачем же внедряться в тело города? В Москве сейчас просто катастрофа с этим, таких разрушений не было ни после революции, ни в советские времена. Но ведь совсем не обязательно что-нибудь ломать, чтобы строить».

Aleksander Konstantinov. Монография. 2008. Издательство Tatlin. Представляет произведения Александра Константинова, созданные им для городских и ландшафтных пространств в 2002–2006 гг.