Бэй Юймин (Пей): архитектура долголетия

Le Grand Louvre, Париж, Франция, 1989

«Архитектору нужно жить долго», — говорил Бэй Юймин (26.04.1917-16.05.2019), архитектор, которому 26 апреля 2019 года исполнилось 102 года. Стиль Бэй Юймина (больше известного под псевдонимом Пей) описывают как модернистский с влиянием кубизма. Американский архитектор китайского происхождения известен созданием прогрессивных проектов, основанных на сочетании простых геометрических форм.

Юймин отрицает деление современной архитектуры на определенные стили и настаивает на главенстве контекста для каждого конкретного здания. Он один из первых в своей профессии получил Притцкеровскую премию (1983). Бэй разработал более 50 проектов в США и за рубежом.

Le Grand Louvre, Париж, Франция, 1989

Две самых известных постройки Пея: Восточный корпус Национальной галереи искусств (1978) в Вашингтоне и проект расширения Лувра в Париже — Пирамида Лувра, которая в 2019 году празднует свое тридцатилетие. В 2009-м году Бэю была присуждена Золотая медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA).

Национальная галерея искусства, Восточное крыло, Вашингтон, США, 1978

В 1955-м году Бэй Юймин создал собственное бюро I.M. Pei & Associates, реорганизованная в 1966-м году в I.M. Pei & Partners. В 1968-м году мастерская была удостоена награды Американского института архитекторов (AIA). Двадцать лет спустя, в 1989 году компания была переименована в Pei Cobb Freed and Partners.

Небоскреб Bank of China Tower, Гонконг, Китай, 1990

«Великим художникам нужны великие заказчики».

Самый известный проект мастерской Пея — реконструкция Лувра и возведение рядом с ним современных конструкций. Идею в свое время предложил французский президент Франсуа Миттеран, однако ее встретили неодобрением и архитекторы, и критики, и народ. Центральный вход Лувра не справлялся с потоком туристов, и нужно было строить новый, к тому же Лувр требовал расширения экспозиционных площадей. Пирамида справилась со всеми проблемами: музей модернизировался и расширился, а вход под пирамидой обеспечивал прямой доступ к галереям в каждом из трех крыльев музея. 

Museum of Islamic Art, Доха, Катар, 2008

«Успех — это просто коллекция решенных проблем».                       

Юймин расширял музейные здания и раньше, одно из самых известных — Восточное крыло Национальной галереи искусств в Вашингтоне. Это дополнение к американской Национальной галерее искусств находится рядом с историческим зданием музея в неоклассической стилистике,  заметно отличается от основного здания по форме. План содержит большие равнобедренные треугольники и меньший прямоугольный треугольник: в результате внутри образуются треугольные и ромбовидные пространства.

Suzhou Museum, Сучжоу, Китай, 2006

«Разговор о модернизме и постмодернизме не имеет значения. Самое главное — контекст, в котором появляется здание».

«Архитектуру нельзя рассматривать как индивидуальное действие. Прежде всего нужно принимать в расчет ваших клиентов. Только в этом случае у вас может получиться великая архитектура. Архитектор не может работать абстрактно», — писал Пей.

Часовня Luce Memorial, Тайчжун, Тайвань, 1963. Часовня находится в университетском городке Тунгай, план которого также разработал Бэй Юймин.

Другая знаковая постройка — библиотека и музей Джона Ф. Кеннеди, построенные в память 35-го президента Соединенных Штатов Америки, в которой хранятся документы и материалы из его офиса и экспонаты, связанные с его жизнью. Семья президента выбрала Бэй Юймина в качестве архитектора после того, как Кеннеди был убит в 1963 году. Однако в процессе возникли трудности, место постройки переносили — и здание было возведено только 16 лет спустя.

Часовня Luce Memorial, Тайчжун, Тайвань, 1963. Часовня Luce Memorial, Тайчжун, Тайвань, 1963. Часовня находится в университетском городке Тунгай, план которого также разработал Бэй Юймин.

«Быть лучшим совершенно необязательно означает быть оригинальным».

Сам Бэй Юймин говорит, что самой интересной для него была работа над многочисленными небоскребами в разных странах, поскольку на тот момент практика их возведения еще не была такой интенсивной, и было интересно размышлять над этой визуальной городской доминантой и преодолевать сложности.   

Библиотека Кеннеди (Kennedy Library), Бостон, США, 1979
Dallas City Hall, Даллас, США, 1978
"Зал славы рок-н-ролла" (Rock and Roll Hall of Fame), Кливленд, США, 1995
Музей изобразительных искусств, Бостон, США, 1981
Paul Mellon Arts Center, Уоллингфорд, США, 1972.