Шарлотта Перриан: органика и модернизм

Шарлотта Перриан: органика и модернизм

Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand, 24. 10. 1903 – 27.10.1999) — французская модернистка, архитектор, дизайнер, фотограф, коллажист и автор увлекательных мемуаров. Она прожила 96 лет и, по праву, считалась участницей важнейших баталий, смен парадигм и ключевых событий, связанных со становлением и развитием европейского модернизма. 

Шарлотта Перриан, Ле Корбюзье и Пьер Жаннере — cоздатели шезлонга LC4.

Шарлотте Перриан было 24 года, когда она присоединилась к архитектурной студии Ле Корбюзье. В том самом помещении старинного монастыря на рю дю Севр, 35. По легенде Корбюзье посмотрел на ее эскизы и сказал, что они не занимаются вышивкой подушек. Перриан ушла, а на следующий день Ле Корбюзье увидел выставку ее проектов и сам попросил вернуться. Все это было в 1927 году, после чего они вторем (Ле Корбюзье, его кузен Пьер Жаннере, который стал любовником Шарлотты, и она сама) плодотворно работали вместе в течение десяти лет. Втроем они спроектировали культовую мебель ХХ века — предметы из гнутых стальных трубок — минималистичные и невероятно авангардные.

Фотография Перриан, лежащей на знаменитом шезлонге стала настоящим символом машинного века. 1928.
Cади Мурдох (Sadie Murdoch). Modelling Charlotte Perriand. 2006.

Даже те, кто никогда не слышал ее имени, точно знают мебель, спроектированную на рю дю Севр. Хотя Шарлотта Перриан вошла в историю дизайна ХХ века не только как соратница Корбюзье, но и благодаря своей нетривиальной трактовке природных мотивов и очевидному вниманию к социальным проблемам. Ее стиль — стриженные волосы, короткая юбка и бусы из стальных шариков для подшипников, со временем начали копировать девушки далекие от проектной культуры.

Шарлотта Перриан и Альфред Рот. Париж, 1927.

Интересы это дамы действительно были чрезвычайно широки. C одной стороны, Перриан, конечно, одна из ключевых фигур модернизма, человек полностью разделявший эстетические и формальные поиски Ле Корбюзье 1920-х годов. Именно она по-началу была яростной защитницей мебели из металла. «Металл играет ту же роль в мебели, что и бетон в архитектуре, —  говорила Шарлотта Перриан. Человек ХХ века— злоумышленник? Да, если он окружает себя антикварной мебелью. Нет, если он живет в контексте нового интерьера».

Шарлотта Перриан. Индокитайский стул Swivel. Современное переиздание Cassina.

С другой стороны, она был очень чувствительна к деревенской жизни и природным формам. Любовь к природе у Шарлоты Перриан сформировалась в детстве. Часть времени она проводила в Париже, где родители работали в области коммерческой моды, а часть в деревнях — ее мать была родом из Бургундии, отец из Савойи. В возрасте 90 лет Перриан написала мемуары. В самом начале повествования она описала женщин-савоярок, которые стирали белье печной золой в конце каждой зимы и сушили его на полях.

Пол Гутманн (Paul Gutmann), Archives Charlotte Perriand. © Cassina.

Все, что знал ее глаз, все наблюдения над деревьями, травами, рекой, лугами, полями, все это нашло отражение в дизайне мебели, соединяясь с технологиями  и концепциями модернизма.

Слева: Шарлотта Перриан в Савойе. 1935. Справа: В своей парижской студии в 1927.

Перриан отличалась крепким здоровьем, любила спорт. Даже в ее «блестящем» периоде в конце 1920-х годов, она практиковала долгие пешие походы, увлекалась альпинизмом, каталась в Альпах на лыжах. И привлекала к своим спортивным досугам друзей из студии Ле Корбюзье.

В начале 1930-х годов Шарлотта Перриан и Пьер Жаннере регулярно совершали прогулки на побережье в окрестности Дьеппа и в лесах вокруг Фонтенбло. Там они собирали камни, ветки, кости, ракушки, из которых потом выкладывали композиции и фотографировали. Этот приятный и одновременно экспериментальный вид творчества они называли Art Brut («сырым искусством»).

«Человек ХХ века— злоумышленник? Да, если он окружает себя антикварной мебелью. Нет, если он живет в контексте нового интерьера».

Шарлотта Перрриан. La Maison au Bord de l'Eau. Экспонат выставки Louis Vuitton на Art Basel 2014.
Шарлотта Перрриан. La Maison au Bord de l'Eau. Экспонат выставки Louis Vuitton на Art Basel 2014.

Эти композиции очень повлияли на ее видение мебели и она начала вводить органику  — и силуэты и материалы на протяжении всех 1930-х годов. Она с удвольствием подхватила вернувшуюся моду на использования дерева и очень полюбила маркетири из соломы. Нравились ей и прочие материалы традиционной деревенской мебели.

Шарлотта Перрриан. Шезлонг Tokyo Outdoor. Сassina.

«Я любила точность металла, его блеск и цвет металлической поверхности,  покрытой лаком. Но мне нравилась и ласковость дерева». Шарлотта Перриан даже описывала свою мебель очень чувственно — кресла у нее «обнимают»,  «очаровывают», «ласкают».   

Шарлотта Перриан. Столик Forme Libre, ок 1956. Дерево. Cassina.

Ее страсть к органике усилилась в начале 1940-х годов, когда она начала изучать работу японских мастеров-деревянщиков. Шарлотта Перриан приехала в Токио по приглашению японского правительства для изучения работы местных ремеслеников. Началась Вторая мировая война, Перриан не смогла вернуться во Францию и на несколько лет осталась в Юго-Восточной Азии. 

Шарлотта Перрриан. Стул. Дерево. Ок. 1947. Jousse Entreprise.

Ей удалось пребраться во Вьетнам. Там она вышла замуж за французского дипломата Жака Мартена и там же родилась ее дочь Пернетт. Ее любовь к японской архитектуре XVI века, интерес к философии чайной церемонии, увлечение вьетнамскими традиционными ремеслами  все это развивалось в течение  нескольких лет. Перриан пришла к выводу, что традиционное ремесло не только должно сохраняться как национальное достояние, но его можно соединить с модернизмом.

Шарлотта Перриан и Фернан Леже. Сельскохозяйственная Франция. Фотоколлаж. 1937.

Кроме того, Перриан совсем не была инертной в общественно-политическом плане. Скорее наоборот. И это тоже стало важной частью ее  дизайнерской работы. Как многие художники и интеллектуалы в 1930-е годы Перриан была встревожена повсеместным распространением фашистской идеологии и страдала от экономической депрессии.

Шарлотта Перриан и Жан Пруве. Книжный стеллаж для «Мексиканского дома», 1953.

В 1930-е годов она делала крупномасштабные фотоколлажи. Часто Перриан работала над ними в соавторстве с известными художниками, такими, например как Френан Леже. В одном коллаже сочетались фотографии, слоганы и цирфы статистики. Коллажи эти всегда обличали какую-то острую социальную проблему, вроде «убожества парижских трущоб и сельской местности».

Шарлотта Перриан и Жан Пруве. Nuage Bibliothèque, 1953. Jousse Entreprise.

Вернувшись во Францию Перриан продолжила эксперименты с деревом. Созданные в студии Ле Корбюзье элитные образы мебели вскоре начали ее раздражать, поскольку были трудоемкими в исполнении и себестоимость модернистких опусов была высокой. Все кресла и лежанки были доступны только богатой богеме. С этой точки зрения, по призанию самой Перриан, деревянная мебель была дешевле, доступнее и честнее.

Вернувшись во Фарнцию, она сотрудничала с Ле Корбюзье и не менее выдающимся французским модернистом Жаном Пруве, но также вела и собственные проекты. Среди самых масштабных — горнолыжный курорт во Французских Альпах.

Корпус горнолыжного курорта Les Arcs, проект Шарлотты Перриан, 1968-1999.

Самым большим источником аутентичной мебели поздней Перриан считается Les Arcs, курорт над которым она работала с 1968 года практически до самой смерти, до 1999 года. В Les Arcs объединен рустикальный савойский стиль с японским минимализмом. Когда на Рождество 1969 года открывалась первая очередь курортного комплекса Шарлотта Перриан сама помогала горничным застилать кровати. Она видела как гости приезжают и уезжают, в том числе видела, как одна семья, уезжая, загружала в машину большую часть мебели из своего номера.

Charlotte Perriand Livre de bord. Мемуары Шарлотты Перриан впервые изданы в Париже в 1998.

Большинство ее послевоенных проектов нацелено на массовое потребеление. Вплоть до того, что Перриан мечтала спроектировать что-то для магазина IKEA. Cегодня объекты, сделанные изначально для школ, клиник и заводов, продаются на аукционах за десятки тысяч евро. И в этом парадокс творчества Шарлотты Перриан.