Мода и религия в музее Метрополитен

Мода и религия в музее Метрополитен

Музей Метрополитен в Нью-Йорке в 2018 году посвятил свое главное событие... католицизму. Зрелищная выставка, демонстрирующая модные наряды разных времен, носит название Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination — «Небесные тела: мода и католическое воображение».

За три дня до открытия «Небесных тел» состоялось ежегодное торжество MET Gala. Те, кто мог позволить себе оплатить билет за 30 000 долларов, могли наблюдать, как вдохновенно украшенные гости проходили по красной дорожке, ведущей в музей. Папские одежды, ангельские крылья, золотые сапоги, латы святых воинов вызвали широкий медийный резонанс  — похвалы стилистам смешались с обвинениями в святотатстве.

Эль Греко. Кардинал Фернандо Ниньо де Гевара (1541–1609), великий инквизитор, ок. 1600, холст, масло. • Вечерний наряд. Кристобаль Баленсиага. Balenciaga, Осень-зима 1954–55. © Metropolitan Museum of Art.

Сценографами выставки в МET выступили архитекторы Diller Scofidio + Renfro. Их задача была не из простых: объединить в разрозненных помещениях (музейных галереях, садах и двориках) весьма разрозненные экспонаты.

Фрагмент экспозиции. Сценография Diller Scofidio + Renfro. Фото: Floto + Warner

Помимо нарядов с Олимпа модных брендов (включая знаменитое свадебное платье Кристобаля Баленсиаги 1967 года, сшитое при помощи одного шва) в Нью-Йорк приехали 50 экспонатов из Ватикана. Среди них — папские тиары, кольца, детали и фрагменты облачения. Символы иерархии, коды церемоний и культура повседневной жизни.

Лист из манускрипта со сценами из жизни св. Франциска Ассизского, Италия, ок. 1320–42, темпера и золото. • Вечернее платье, Madame Grès, 1969. © Metropolitan Museum of Art.

Среди самых неожиданных экспонатов — золотое платье по мотивам скульптуры Бернини «Экстаз Святой Терезы» и «набедренная повязка» с показа мужской коллекции Rick Owens 2015 года. В каталоге выставки эта вещь названа отсылом к образу пьяного монаха из «Кентерберийских рассказов» английского писателя Джеффри Чосера.

«Как куратор, вы всегда заинтересованы показать, что стоит за работой и сознанием художника. Я никогда не думал, что это может быть религия. Я никогда не думал, что католицизм настолько cтимулировал творческое развитие».

Библия и общий молитвенник, Британия, ок. 1607, шелк, металл. • Вечернее платье, Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли для Valentino, всена 2014. От кутюр. © Metropolitan Museum of Art.

DS + R спроектировали специальную систему витрин из бетона, стали и акрила, которые легко адаптируются к одежде. Парящие платформы, возвышающиеся пьедесталы и цоколи — дизайн создает ритмичную структуру, которая помогает воспринимать выставку.

Ученик Липпо Мемми, Святой Петр, сер. XIV в. Темпера по дереву, грунтовка золотом. • Вечернее платье. Эльза Скьяпарелли. Schiaparelli, лето 1939. Фото © Metropolitan Museum of Art.

Куратор Эндрю Болтон комментирует, что создатели проекта хотели рассказать о влиянии на светский костюм не одной, а сразу пяти религий: ислама, иудаизма, буддизма, индуизма и католичества. Однако христианство и католицизм настолько доминировали, что решили остановиться только на них.

• Музей Метрополитен в Нью-Йорке, до 8 октября.