
Вирджил Абло (Virgil Abloh, 30.09.1980 — 28.11.2021) говорил, что делает вещи для 17-летней версии себя. Его одежду раскупали миллениалы, за кроссовками в коллаборации с Nike выстраивались очереди, коллекции для Louis Vuitton вывели бренд в топ-продаж среди 20-летних. Дизайнер (правда, сам себя он всегда называл художником) «сканировал вкусы» молодых. Творческое кредо Абло: демократизация моды, интерьеров, всего стиля жизни как такового.
По теме: ТКак меняла моду Соня Рикель: освобождая женщину

Родители Абло иммигрировали в США из Ганы. Он вырос в пригороде Чикаго. Учился на строителя, затем в бакалавриате на архитектора (Иллинойский университет). Дальше — знакомство с рэпером Канье Уэстом и стремительный взлет. Кстати, первая слава пришла как раз к 20-летнему Абло. Так что, говоря, что понимает амбиции поколения, он, конечно, не врал.

В его судьбе многое закольцевалось. Так, во время учебы в университете Абло восхищался модернистским кампусом Рэма Колхаса. Впоследствии с бюро АМО, дизайн-подразделением архитектурной фирмы Колхаса, он спроектировал интерьеры всех бутиков своего бренда одежды. Он говорит, что первый импульс к творчеству ему дал курс истории искусства в университете и картины Караваджо и мастеров эпохи Возрождения. В 2019-м в рамках коллаборации с Лувром, посвященной Леонардо да Винчи, Абло использовал восхищавшие его в юности полотна для принтов на худи из музейного мерча.

Наконец, его карьера как fashion-дизайнера получила заметное ускорение благодаря участию в конкурсе молодых талантов LVMH в 2015-м. Он попал в число номинантов — и на страницы газет. Чернокожий американец — в Мекке высокого стиля! А три года спустя этот самоучка с улиц, диджей, парень из пригорода и эмигрантской среды, без профессионального дизайнерского образования стал креативным директором мужской линии Louis Vuitton, флагманского бренда в портфолио люксовой группы.

На своём первом показе в этом качестве Абло расплакался на плече Канье Уэста. Его путь в креативной индустрии начался с арт-руководства агентством Donda, обслуживавшим рэпера. Абло оформлял его шоу, придумывал мерч и стиль. Даже получил «Грэмми» за промоушн диска. В 2012-м дизайнер создаёт свой первый бренд одежды Pyrex, а в 2013-м меняет его название на Off-White. Дерзкая марка, заигрывавшая с контр-культурами, сразу выстрелила. Прежде всего среди молодёжи: перекрещенные стрелки, логотип бренда, стали настоящим фетишем 20-летних.


Абло говорил, что ищет идеи в самых разных местах, в основном людных. Так, логотип Off-White он придумал, используя уличную разметку. Фирменные пластиковые застежки zip-tie подсмотрел у бирок, как на багаже. Мешковатые силуэты, худи, приспущенные широкие брюки — на уличном баскетболе и у скейтеров. Сегодня так одет каждый первый подросток. «Мне интересно сканировать жизнь молодых и вычислять их вкусы, — транслировал свою миссию Абло. — Основываясь на теоретическом анализе, я могу предлагать провокационные идеи».

Ими он наполнил коллекции Louis Vuitton: спортивные куртки и плиссе (не иначе как на Джи Джи Хадид), люксовый логотип на неоновых тужурках в сочетании с радужными шапками-ушанками, пуховики оверсайз, килты и берберские накидки поверх спортивных костюмов и ковбойских сапог. Фанаты раскупали, мэтры большой моды смотрели косо. Как бы там ни было, если бы не редкая форма рака, он к сегодняшним 45 еще бы многое успел перевернуть в люксе.



Мебельный и предметный дизайн для Абло стартовал с home-линии для Off-White™. Предполагалось выпускать ее раз в год. В стартовом сете были столы из сетки и мрамора, монолитные пуфы, броские аксессуары. Все — с фирменным логотипом и эстетикой уличного искусства.



В 2019-м Вирджил сделал капсульную коллекцию для Vitra: три технологичных предмета в стрит-стиле, а также нашумевшую коллекцию вместе с IKEA. Здесь были ковры в виде чеков из магазина и подстриженного газона, шоперы с надписями, которые Абло всегда любил (вроде сапог Off-White с маркировкой крупными буквами For Waking, «Для прогулок»), домашний текстиль в стрит-арт эстетике. Абло тогда говорил, что взял привычные вещи, вроде тех же чеков, в широком смысле товары, и превратил их в арт-объекты. Это как бы спальня в колледже, только наполненная арт-объектами. Дизайнер декларировал: «Мне хочется предложить такой дизайн, который, с одной стороны, вобрал в себя энергию времени, а с другой — в котором миллениалы могли бы себя идентифицировать».


Последней работой Абло в мебельном дизайне стала, правда, совсем недемократичная серия. Мебель ранга коллекционного дизайна в 2020-м продавалась в авторитетной парижской галерее Galerie Kreo. Стулья, лавки, столы, декор — бетон и граффити, нанесенные дизайнером вручную.
