Световая инсталляция Ронана Буруллека в Париже как дань искусству минимализма
3 сентября 2025 г.
4 сентября 2025 года парижская Galerie Kreo открывает новую выставку Ронана Буруллека — одного из самых тонких и влиятельных дизайнеров XXI века

Ронан Буруллек (род. 1971) — один из главных представителей интеллектуального направления в современном дизайне. Вместе с братом Эрваном он создал десятки проектов для Vitra, Kvadrat, Flos, Magis, Hay и других ключевых брендов. В начале 2024 года, после более чем 25 лет совместной работы Ронан и Эрван объявили о завершении творческого партнерства. Сегодня каждый движется по собственному пути, и публика с интересом наблюдает, как их формы и концепции эволюционируют по отдельности.
По теме: Тренды 2024/2025: работы Ронана Буруллека в интерпретации бренда Issey Miyake
В Galerie Kreo с завидной регулярностью проходят сольные выставки Ронана, совсем недавно он выпустил серию керамических светильников Ceramique для Flos, а также книгу с дневниковыми зарисовками Day After Day. Его язык — это язык линий, ритмов, композиционных настроений. Он исследует, как объект влияет на пространство, как материал сочетается со светом, а форма — с ощущением.

Экспозиция представляет собой премьерный показ серии световых объектов, над которой Бурулек работал последние два года. Эти работы продолжают его исследование света как физической и художественной субстанции, способной формировать пространство и изменять восприятие реальности. Парящие в воздухе светящиеся конструкции напоминают одновременно и графический рисунок, и минималистскую скульптуру.


Композиции формируются из соединенных алюминиевыми стержнями стеклянных сфер, заключенных в прозрачные ореолы. Они образуют вертикальные каскады и сетки, напоминающие световые партитуры, записанные в пространстве. В них есть напряжение и изящество, строгость конструкции и почти поэтическая эфемерность. Каждый объект состоит из двух стеклянных элементов: внутреннего белого шара, рассеивающего свет, и внешней «короны» из серого или янтарного стекла, которая отражает или фильтрует его. В зависимости от направления света работа может выглядеть как загадочная иллюзия на стене или как ритмическая композиция в воздухе.

Куратором выставки стал Мартин Бетендо, часто сотрудничающий с галереей Kreo, а также являющийся управляющим директором парижской Bourse de Commerce — Pinault Collection и генеральным директором Palazzo Grassi — Punta della Dogana в Венеции. В световых композициях Ронана Буруллека, в основе которых лежит стеклянный шар, ставший своего рода формальным архетипом в истории дизайнерского света, от Fontana Arte до BBPR, Джино Сарфатти и Паскаля Мурга, куратор видит отсылки к минимализму в духе Дональда Джадда. А их формы и композиции напоминают ему не столько утилитарные объекты, сколько произведения Роберта Ирвина или световые работы Дэна Флавина.


В целом же все эти вариации на тему абстракции и феноменологии прямо соответствуют знаменитой формуле Фрэнка Стеллы: What you see is what you see («Вы видите то, что видите»). Минимализм, к которому дизайнер апеллирует, в его понимании не равен пустоте. Напротив — он насыщен нюансами и динамикой рожденными сочетанием света и материала. Это минимализм как чувственный опыт. Или, как писал Паскаль, «дух утонченности», ощущаемый только теми, кто умеет видеть невидимое.
До 1 ноября 2025
