Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Бразильский дизайн: самобытность как основа ДНК

29 апреля 2025 г.

Мария Карелина, сооснователь We gallery, специально для INTERIOR+DESIGN рассказала о прошлом, настоящем и будущем бразильского дизайна
Парк Кампана, Бротас

Бразилия — страна, которая ассоциируется с яркими красками тропической природы, несмолкаемыми ритмами самбы, волнующими закатами на побережье и уникальным смешением культур. Освободившись от колониального прошлого, поиск собственной идентичности стал одним из ключевых факторов, определивших развитие не только культуры и искусства, но и дизайна в этой стране.


По теме: Вера Одынь: стул Clipchair как оммаж бразильскому модернизму

Кресло Mole, дизайн Сержиу Родригеса

В 1950-60-е годы бразильский дизайн впервые покоряет международную профессиональную арену. Ключевым событием становится победа на международной выставке мебели в Италии кресла Mole, созданного бразильским дизайнером Сержиу Родригесом в 1958 году. В Бразилии его работу встретили с сомнением: годом ранее Родригес выставил кресло в витрине своего ателье, но буржуазная публика не была готова к таким смелым решениям. Кресло почти не продавалось, а его дизайн порой вызывал насмешки. Однако за пределами родины Mole произвело настоящий фурор, получив признание и высшую награду выставки.

Кресло и оттоманка Gio, дизайн Сержиу Родригеса

Итальянский архитектор Джо Понти посвятил победе Родригеса восторженную статью в авторитетном журнале Domus, где отметил особый «бразильский дух», переданный автором. В ответ на этот жест Сержиу Родригес посвятил одно из своих кресел Понти, назвав его в честь архитектора Gio. С этого момента бразильский дизайн, получив международное признание, стал восприниматься как влиятельный элемент глобальной дизайнерской сцены. Сейчас кресло Родригеса Mole — признанная икона дизайна и находится в коллекции музея MoMA в Нью-Йорке.

Выставка On the Road в галерее Friedman Benda. Все предметы по дизайну Умберто и Фернандо Кампана

В конце 1990-х годов интерес к бразильскому дизайну вновь возрастает. Важным событием этого периода стала выставка Tropical Modern в музее MoMA в Нью-Йорке, посвященная бразильскому дизайну, где были представлены 14 объектов студии братьев Фернандо и Умберто Кампана. В своих работах, соединяя эклектику и хаос, они переосмысливают привычные вещи, окружающие бразильцев в повседневной жизни. Созерцатели и исследователи по своей природе, братья Кампана создали новый язык, который выражает бразильскую идентичность не через модернистскую призму, а в контексте социально значимых тем.

Кресло Favela, дизайн Умберто и Фернандо Кампана 

Например, кресло Favela, созданное в 1991 году, представляет собой метафору жизни в бразильских самостроях. Процесс возведения таких самодельных домов спонтанен и импровизирован, часто включает вторичное использование материалов. Братья Кампана, соединяя деревянные обломки в импровизированной манере, передали эту аналогию, которую можно было бы воспринимать как нечто неотделимое от повседневной жизни.

Парк Кампана, Бротас

Используя нетипичные материалы «мебельной обивки», которые ранее не ассоциировались с дизайном мебели, Кампана разработали другие предметы, в которых можно встретить мягкие игрушки, пузырчатую пленку, которые они превращают в уникальные «обивки», привнося элементы поп-культуры в дизайн. После успешной выставки в MoMA работы братьев привлекли внимание международной аудитории. Их пригласили участвовать в выставке в TATE, а также предложили сотрудничество такие мировые бренды, как Edra, Louis Vuitton, Disney и Kafs. Предметы студии Кампана пополняют коллекции MoMA, TATE, Pompidou и других важных институций.

Кресло Serfa, дизайн Занини де Занине Калдаса 

Новейшая волна бразильских дизайнеров, переписывая традиции предыдущего опыта, но при этом оставаясь верными сути бразильской идентичности, привлекает внимание коллекционеров и ценителей со всего мира. Эти дизайнеры не только сохраняют наследие прошлого, но и создают свои уникальные высказывания в контексте современного меняющегося мира.

Кресло Osupa по дизайну Занини де Занине Калдаса в We gallery

Архитектор, дизайнер и художник Занини де Занине Калдас, сын известного бразильского модерниста Хосе Занина Калдаса, живет и работает в Рио-де-Жанейро. Его отец стал одним из первых, кто начал использовать переработанное дерево, беспокоясь об исчерпаемости природных ресурсов. Следуя его примеру, Занини выбирает только те деревья, которые погибли естественным путем в тропическом лесу, либо использует элементы старых домов, подлежащих сносу. В его работах можно встретить элементы домов, построенных его отцом, что становится данью памяти и уважения к семейной традиции.

Скульптурное кресло Semba по дизайну Занини де Занине Калдаса в We gallery

В своих работах Занини также исследует мультикультурность Бразилии, уделяя внимание африканскому влиянию на культуру страны. Серию скульптурных объектов, которые функционально также являются стульями, он посвящает Африке и называет Iorubá — по имени африканского народа. Его работы уже удостоены множества международных наград, а сотрудничество с мировыми брендами укрепляет его позицию на мировой дизайнерской арене. Предметы, созданные Занини де Занине, входят в музейные коллекции, подтверждая его значимость в мировом контексте.

Кресло Galho, дизайн Жоаны Васконселуш

Светская красавица Жоана Васконселуш, одна из самых чувственных дизайнеров современности, стала известна благодаря своим артистичным ярким интерьерным проектам. Вскоре она увлеклась созданием предметов интерьера, постепенно вырабатывая свой уникальный почерк. Она подчеркивает важность ручного труда и использования местных материалов, часто обращая внимание на свой родной регион, Мина Жерайс, как источник вдохновения для своих работ.

Жоана Васконселуш
Кресло Jacaranda, дизайн Жоаны Васконселуш 

В своих предметах Жоана использует такие материалы, как джут, дерево, металл, создавая изделия, которые отличаются органическими формами и текстурами, являясь неотъемлемой частью бразильской культуры. Жоана Васконселуш не боится экспериментировать с формами и текстурами, часто создавая свои предметы, которые становятся настоящими арт-объектами. Каждый ее дизайн рассказывает историю и передает эмоции, отражая её личный взгляд на мир и культуру Бразилии.

Приставные столики "Булле", дизайн Лукаса Реккии 

Самый молодой и амбициозный бразильский дизайнер — Лукас Реккия, который за последние пять лет своей карьеры успел получить множество международных наград. Его исследования стекла и различных техник обработки этого материала позволили представить стекло как современный и выразительный бразильский материал. В своих работах Реккия совмещает стекло с камнем, противопоставляя эти два материала. Эта комбинация символизирует эволюцию материалов: камень превращается в песок, а песок — в стекло, проводя глубокую аналогию с тем, как все в мире подвержено постоянному изменению и преобразованию.

Дизайнер Лукас Реккия

Кроме того, Лукас активно экспериментирует с новыми методами обработки и сочетания материалов, что позволяет ему создавать инновационные объекты. Его работы отличаются не только технологической сложностью, но и сильной визуальной эстетикой, где каждый элемент продуман до мелочей. Он стремится размыть границы между искусством и дизайном, создавая предметы, которые могут быть как функциональными, так и стать произведениями искусства. Вдохновленный природой и культурой Бразилии, Лукас Реккиа использует свои работы как средство самовыражения и платформу для дальнейшего развития современного бразильского дизайна.

Дизайн Лукаса Реккии

Современный бразильский дизайн — это гармоничное сочетание культурных традиций, социальных изменений и природного богатства страны. Дизайнеры, такие как Сержио Родригес, братья Кампана, Занини де Занине, Жоана Васконселуш и Лукас Реккиа, создают уникальные работы, которые не только украшают пространство, но и рассказывают истории. Вдохновленные богатым наследием Бразилии, они привносят в глобальный контекст инновации и философию, меняя восприятие современного дизайна. Бразильский дизайн продолжает удивлять и завоевывать признание на мировой арене.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит