Умберто Кампана: «Дизайн для меня — это врачевание души, помогающее найти новый смысл»

Открывая новую главу творческой жизни, Умберто Кампана делится с нами рассуждениями о формировании авторского стиля, рукотворных объектах и сакральности вещей
умберто кампана дизайнер фото
Умберто Кампана.

В 2024 году знаменитая Estudio Campana отмечает 40-летие. Братья Кампана за эти годы стали символом современного бразильского дизайна. Их работы — об инновациях, мастерстве и культурном самовыражении. Их объекты бросают вызов нормам, в них сочетаются ремесло, отношение к материалам и актуальность.


По теме: Fernando & Humberto Campana: бразильские форварды

Умберто Кампана после кончины своего брата Фернандо в 2022 году продолжает руководить студией. В нью-йоркской галерее Friedman Benda он представил сольную выставку On the Road. Это первое шоу, открывающее новую главу как для студии, так и для самого дизайнера. Он рассказывает о начале карьеры, сути коллекционного дизайна и новом большом проекте в Бразилии.

умберто кампана дизайн фото
Кресла Vermelha, Edra.
умберто кампана дизайн фото
Кресло Vermelha, Edra.
умберто кампана дизайн фото
Диван Boa, Edra.

Конструировать жизнь

Я никогда не изучал, как создавать вещи. По образованию я — юрист. Просто однажды появилось четкое желание конструировать жизнь своими руками. Это стало для меня почти мантрой. И тогда я стал собирать различные материалы, чтобы превращать их в скульптуры. Мне всегда нравилось работать с металлом. Через какое-то время мне стал помогать брат. У Фернандо был очень артистический склад ума, и мы стали делать абстрактные вещи функциональными. В дизайне мы выбрали свой путь. Нам совершенно не хотелось рассказывать еще одну историю о бразильском модернизме. В то время интеллектуальный бразильский дизайн ассоциировался именно с этим историческим периодом. Но Бразилия — огромная многонациональная страна, и хотелось создать портрет этой живой культуры. Различные традиции, обычаи, несовершенства, — в нашем словаре есть слова из всех языков. Это были вещи, которые никогда не создавались, и люди были ошеломлены. Поначалу нас никто не понимал. Все изменилось, когда мы встретили Массимо Мороцци, креативного директора Edra. Он увидел наш стул Vermehla и дал шанс выпустить его массовым тиражом. Для нас это изменило все.

Выставка On the Road в галерее Friedman Benda. Все предметы по дизайну Умберто и Фернандо Кампана.
умберто кампана дизайн фото
Кресло, Edra.
умберто кампана дизайн фото
Зеркало Jubilé, Edra.

Искусство и мечты

Мы постепенно выстраивали мост между искусством и дизайном. Я хотел материализовать свои мечты, свое отношение к искусству и то, что меня волнует. При этом я никогда не думал о дизайне, как о пространстве, которое нужно декорировать. Я хотел сделать себе приятное, для меня дизайн стал врачеванием души: помог заполнить пустоты, найти новый смысл, исцелить несовершенства. Для меня крайне необходимо быть с собой честным, не поддаваться влияниям — и дизайн стал этим защитным инструментом. Возможно, я до сих пор до конца не знаю, что это такое, но это чудесно. Потому что я люблю создавать вещи, архитектуру вокруг себя, ландшафты и пейзажи. Сейчас мы завершаем огромный парк с павильонами в Бразилии, и это будет подарок всему сообществу. Я сторителлер и часто играю с идеями сюрреализма. Мой дизайнерский язык сложился в детстве, на него сильно повлиял кинематограф. Я вырос в маленьком сельском городке, где был только небольшой кинотеатр. Я пересмотрел все: Пазолини, Феллини, японских режиссеров, создателей французской «новой волны». Я был так погружен в эти образы, что возникло желание сконструировать собственный сценарий. Дизайн стал возможностью пригласить людей в воображаемый мир и показать им его возможности. Это мир, дающий надежду.

умберто кампана дизайн фото
Стулья Jenette, Edra.
умберто кампана дизайн фото
Умберто Кампана для Edra.

умберто кампана дизайн фото
Умберто Кампана для Edra.

О сакральности вещи

Большинству людей нужна мечта, фантазия. В нынешнем сложном мире многим этого не хватает. А коллекционная вещь — это живой диалог между мыслями и вашим домом. Мы никогда не делали вещь как таковую. Это объекты, тесно связанные с духовным, мистическим, они могут объединять аспекты нематериального. Я пытаюсь создавать своего рода сакральные вещи, поскольку это материализованное размышление окажется в чьем-то доме. Хочется, чтобы объект приносил эмоциональный комфорт, давал пищу для размышлений, нежность, красоту. Большинство моих предметов произведены вручную. Когда я делаю что-то своими руками — чувствую счастье, ощущаю полную безопасность. Я отношусь к тому типу людей, которые все время думают, этот процесс никогда не останавливается. И когда я чувствую, что идея кристаллизуется, это похоже на разговоры с высшим разумом: вы чувствуете умиротворение и уноситесь от ежедневных забот. Это дает концентрацию мысли и успокоение. Когда руки погружаются в материал, таким образом вы передаете свою любовь — то лучшее, что в вас есть. Этот процесс и превращает вещь в сакральную и передает энергию неодушевленному объекту. Люди хотят окружать себя подобными вещами, по крайней мере мне нравится так думать. Создание некоторых объектов занимает годы — например, одну ширму я делал девять лет. Для друших решений требуется около полутора лет. Но и сейчас процесс создания выглядит примерно так, как десятилетия назад. Для прошлогодней выставки в галерее Friedman Benda в Лос-Анджелесе я сделал сиденье с опорой из золотых веток. Они растут только в определенном месте в Бразилии и действительно выглядят как золото, это поразительно. Ветки были куплены давно, но понимание того, как их интегрировать в работы, заняло два года. То есть с одной стороны — это всегда интеллектуальная работа, но с другой — чисто физическое время, чтобы вещь состоялась.

умберто кампана дизайн фото
Потолочный светильник Mont San-Michele, дизайн Умберто и Фернандо Кампана. 2024. Алюминий, стекло. Галерея Friedman Benda.
Зеркало Paisagem, дизайн Умберто и Фернандо Кампана. 2024. Алюминий, стекло. Галерея Friedman Benda.

О новой студии

У меня до недавнего времени было не так много места для коллекционирования. Я всегда жил в небольшом доме и только недавно переехал в большую студию, где расположил наши с Фернандо работы. Оба места очень минималистичны, с хорошими пропорциями. Возможно, для меня самым важным в доме является ощущение спокойствия, тишины — мне оно необходимо, чтобы избавиться от хаотичного восприятия жизни. В своем доме я всегда чувствую счастье. В нем много прототипов и скульптур Фернандо, и я хотел бы их увековечить. Моя мечта — собрать коллекцию корзин, я обожаю их. Меня увлекает все, что связано с вернакуляром. Возможно, я бы также хотел создать музей кристаллов и камней: даже самые банальные камни вызывают во мне отклик. А самый впечатляющий музей, который я видел, вероятно Vitra Design Museum. Это потрясающе: прототипы, которые позже стали культовыми объектами, самое начало дизайна. Я люблю преподавать, обмениваться идеями. Мне повезло: у меня есть время и силы творить и делиться мечтами, которых не становится с годами меньше.

умберто кампана дизайн фото

умберто кампана дизайн фото

умберто кампана дизайн фото

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит