Материал как искусство: эстетика хрупкости

Материал как искусство: эстетика хрупкости

23 февраля 2024 г.

T

Сквозным мотивом третьей, завершающей экспозиции в триптихе поп-ап проектов девелопера FORMA, маркетплейса Manner&Matter и издания INTERIOR+DESIGN стала хрупкость, которая неизменно ассоциируется с уязвимостью и необходимостью бережно относиться ко всему, что нам дорого. Главный материал, воплощающий в себе идею хрупкости — это, безусловно, стекло. Эфемерное и невесомое, оно позволяет добиваться удивительных визуальных эффектов, которые дополнительно подчеркиваются благодаря способности этого материала пропускать свет. Однако не только объекты из стекла способны транслировать ощущение воздушности — мастерство современных художников позволяет воплотить ощущение хрупкости в бумаге, гипсе, керамике, дереве и даже мраморе.


Главный материал, воплощающий в себе идею хрупкости — это, безусловно, стекло.

Стекло — это невесомый материал, предметы из которого не перетягивают на себя внимание, а лишь деликатно оттеняют пространство. Работа со стеклом в экспозиции связана не только с формой, но и со светом. Нам было важно обращать внимание на то, как он преломляется через прозрачные скульптуры, отражается в зеркалах, бликует в вазах. Заключительная выставка получилась самой легкой и воздушной, но продуманной до мелочей: мы стремились достичь идеальной синергии материала и света, фактур и воздуха.

В противовес стеклянным работам в экспозицию добавлены предметы из сложных материалов: столы и скульптуры из бумаги, гипсовые и световые панно.
Эти нейтральные объекты выполнены в тональности выставки — они служат выразительным фоном для стеклянных работ, подчеркивают и дополняют их.
Точеные хрустальные витражи Александры Ярмольник, коллекционные зеркала Александра Малахова, вдохновленные красотой гор вазы MARU и панно Дениса Питанова, абстрактные скульптуры Льва Ефимова и ваза Ирины Дукиной, бумажные столы и скульптуры ANOBO, консоль-луна Михаила Свистунова — экспозиция посвящена парадоксу, который связан с легкостью стекла и сложностью работы с ним.


Марина
Весна, совладелец Manner&Matter

Невесомость и «собранность» формы дивана Eden связана с отсутствием в его основе прямых линий. Закругленность каждого элемента делает модель плавной, мягкой, похожей на застывающую в своем движении морскую пену. Такой визуальный эффект достигается благодаря использованию инновационных материалов в сочетании с обращением к многовековым традициям изготовления мебели. Полностью ручная работа над каркасом из березовой фанеры и соснового бруса позволила нам превратить диван Eden в подобие скульптуры, выточенной рукой мастера.


LUM
Диван E’Den


Работа с керамикой для меня стала увлекательным исследованием хрупкости, которую она несет в себе. Способом транслировать ее в визуальный язык выступает авторская фактура этого материала: достичь эффекта невесомости мне помогла особая технология лепки. Благодаря ей создается игра света и тени в мельчайших деталях керамики, в каждом изгибе вазы. Формы, которые я воплощаю в жизнь, призваны не только подчеркнуть эстетику хрупкости, но и создать тактильный интерес — к поверхности вазы хочется прикоснуться.


Ирина Дукина
Ваза «Ветер»


Александра Ярмольник
Зеркало «Тиффани»
и скульптура «Птица»


Работу со стеклом я могу описать как схватку, перетекающую в танец. Стекло не прощает ошибок, но ни один другой материал не позволяет создать такой эффектной игры света и тени. В основе моей работы лежат традиционные методы, которые я стараюсь переосмыслить в авторском ключе. Так, из витражной техники Тиффани рождаются двухслойные зеркала и монолитные 3D-объекты. Часть, целое, структура, объем — это основа исследования моей художественной практики. Только в конце процесса, соединив все элементы, я вижу, как мое произведение ловит каждый момент света и тени. И только в движении, дающем возможность непрерывной смены ракурсов, можно уловить форму и идентичность предмета.


"

В нашей команде собрались фанаты прикладного и национального искусства. Мы вдохновляемся работами русских мастеров, черпаем в них идеи и стремимся переосмыслить на современный лад.

MARU Studio
Парные вазы «Горы»


В нашей команде собрались фанаты прикладного и национального искусства. Мы вдохновляемся работами русских мастеров, черпаем в них идеи и стремимся переосмыслить на современный лад. Основная идея скульптурной формы наших ваз — это соединение мужского и женского начала, энергий Инь и Ян. Для реализации метафоры мы выбрали нерушимый сильный образ гор и хрупкий нежный материал — стекло. Зритель без труда способен считать силуэты мужских статных плечей в большой вазе и изящной женской шеи в малой. Когда пришло время выбирать цветовую гамму, нам сразу вспомнился сказ Павла Бажова «Хозяйка медной горы» с упоминанием любимого Урала, кладези самоцветов и медных руд. Поэтому выбор пал на теплые оттенки и градиентное тонирование, подчеркивающее основную метафору слияния двух энергий и баланса между ними.


Михаил Свистунов
Стол Uno console x


В базовом представлении мрамор ассоциируется с чем-то весьма прочным, монолитным, основательным. Но этот спрессованный тысячелетиями материал чуток и отзывчив к прикосновению инструмента в руке человека. Для меня процесс обработки и камня, и дерева как акт вмешательства в их природную структуру — это своеобразная проекция модели мира, своего места и поведения в нем, которая учит тактичности и уважению к тому, что нас окружает.


Anabodesign
Настольная лампа «Травертин»


Мои скульптурные предметы созданы из волокон переработанной бумаги, каждое из которых в отдельности — это олицетворение хрупкости. Эта хрупкость может быть облечена в физическую форму и использована как визуальный элемент пространства. Создание объемных форм из переработанной бумаги позволяет передать воздушность материала. Складки и волны на поверхности создают динамическую игру света и тени, подчеркивая ее легкость и придавая объекту особое очарование.


Александр Малахов
Зеркало ARC, коллекция Monochrome GEO


В зеркале Arc из коллекции Monochrome GEO я исследую восприятие пространства зрителем через хрупкую игру отражений и геометрических форм. Оптические иллюзии отражающей поверхности зеркала и сложная геометрия рамы создают эффект ускользающего из реальности пространства, которое можно наполнить своими смыслами.


Лев Ефимов
Скульптуры Frozen water, Aisberg, Alien и Matryoshka


Стекло — это самый захватывающий материал среди тех, с которыми мы работаем в нашей мастерской. Несмотря на хрупкость, по сопротивлению он равносилен граниту. Приступая к новой скульптуре, мы только предполагаем, как будут соотноситься форма и цвет, внешний силуэт и внутренняя игра света. Создавая абстрактные работы из стекла, мы всегда думаем о том, как направить свет сквозь объект, как он будет пропускаться с одной или с другой стороны, днем или в вечернее время с искусственным освещением. Однако в каждом конкретном интерьере работа в любом случае играет по-своему — и это прекрасно.


Littera — это произведение, посвященное антихрупкости в современном мире. Хрупкость как концепция, на мой взгляд, связана с обходом сложностей. Моя работа символизирует извлечение опыта и появление мудрости. Кажущееся деструктивным парение письма-иероглифа — призыв к конструктивному взаимодействию наблюдателя с источником противостояния. Таким образом, необходимый опыт приобретается без жесткой борьбы и потери энергии.

Денис Питанов
Панно Littera


РЕКЛАМА | https://soul.forma.ru/

{"width":1280,"column_width":175,"columns_n":6,"gutter":45,"line":20}
default
false
767
1300
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Mntsrrt; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}