Дизайн-критик Марина Ширская: экологичные предметы на ярмарке Thema

О ярмарке коллекционного дизайна с экологической повесткой рассказывает дизайн-критик Марина Ширская
Коллекционный дизайн фото

Осенний сезон в Париже наполнен событиями, которые притягивают арт- и дизайн-лаверов. На фоне международной недели искусства и дизайна, уровень которой задали ярмарки Paris + par Art Basel и Design Miami, получили резонанс фестиваль Contributions, музейные и галерейные вернисажи, а также о своей первой итерации объявила Thema.


По теме: Design Miami Paris 2023: лучшие премьеры ярмарки

Коллекционный дизайн фото

Эта новая ярмарка коллекционного дизайна и искусства определяет себя как первое тематическое шоу с экологической дизайн-повесткой: каждый объект здесь должен отвечать как минимум одной из семи ценностей. Среди них ответственное потребление и переработка, устойчивое развитие и создание объектов замкнутого цикла, использование чистых технологий и энергии, социальная справедливость и инклюзивность, а также инновации через исследования вместе с передачей знаний будущим поколениям.

Коллекционный дизайн фото

Для дебюта ярмарка нашла несколько провокационную, но дальновидную и очень живописную локацию в L’Hôtel de Guise, буквально напротив L’Hôtel de Maisons, в котором проходила в те же дни Design Miami. Есть сведения, что пустующий сегодня L’Hôtel de Guise принадлежал Жермену-Луи Шовлену, маркизу де Гросбуа (1685–1762), французскому политику, министру юстиции при дворе Людовика XV. Куратор Мишаэль Адида (Michaël Hadida) не ошибся, сделав ставку на то, что тронутый патиной времени антураж — лестницы с коваными перилами, старинный паркет, фрагментарно сохранившиеся обои и окна в пол с выдувным стеклом — всегда воспринимается как безупречный фон для работ современников.

ярмарка Thema фото

Основателя и главного куратора Thema зовут Мишаэль Адида (Michaël Hadida) — для этого парижанина в мире моды давно нет секретов. От L’éclaireur, легендарного концепт-стора, основанного его родителями еще в 1980-х, до выставки Tranoi, а теперь и Thema карьера этого деятельного профи всегда вращалась вокруг желания курировать и создавать уникальные вселенные. В 2020 году, убежденный, что мода, дизайн, архитектура и изобразительное искусство принадлежат к одной экосистеме, Адида открыл первый магазин устойчивой роскоши под названием Norm, пропагандируя новую нормальность с акцентом на «зеленые» коды потребления. «Norm — это место, где переработанные материалы повсюду. Стены из листового металла и картона окружают скульптуру из дерева и стеллажи, наполненные экологичными предметами. Для меня было важно, чтобы в обстановке и содержание, и форма говорили сами за себя», — рассказывает предприниматель.

Коллекционный дизайн фото

Именно эти критерии выбора получили развитие в проекте Thema. Камертоном выставки стал развернувшийся на втором этаже, в самом большом зале, раздел Curated-by-piece — работы молодых, собранные куратором и архитектором Софи Дрие (Sophie Dries). Например, гигантские, выше человеческого роста скульптурные светильники Лео Орта (бывший дуэт OrtaMiklos), или зеркало Petra в светящейся биоморфной раме из спрессованного мраморного песка самой Софи, или Endless Tulipiere, гигантская колонна из поставленных друг на друга керамических ваз мультяшно- гипертрофированных форм Максвелла Мустардо (Maxwell Mustardo), или металлический комод Ganymede на высоких конусообразных ножках, отделанный тонкими стеблями соломки, — проект дизайн-студии Altin из Туниса. Здесь же можно было увидеть стул и табурет Wet Wool Калеба Энгстрома (Caleb Engstrom): дизайнер превратил задрапированную плавными складками мягкую шерстяную ткань в твердую и неподатливую оболочку, пропитав ее синтетическими смолами.

Коллекционный дизайн фото

Новое определение роскоши завтрашнего дня искали и формулировали более тридцати дизайнеров. Среди галерейных презентаций прекрасно смотрелась Objective Gallery (Нью-Йорк / Шанхай). Работы, которые она привезла, казались призрачными и потусторонними на фоне руинированной красоты исторических интерьеров. Таинственно и тускло поблескивало отполированное отлитое из бронзы зеркало Beautiful People дизайнера из Бордо Уильяма Гийона (William Guillon), полуожившими казались стулья Шарлотты Кингснорт (Charlotte Kingsnorth), каркасы которых окутывала мягкая бесформенная лиловая обивка; растворяющейся в пространстве выглядела бронзовая консоль Больдизара Сентески (Boldizar Senteski), украшенная вытянутым овальным стеклом с размытым зеркальным напылением.

Коллекционный дизайн фото

Коллекционный дизайн фото

Коллекционный дизайн фото

Третий этаж заняли три бельгийские антрепризы — Maison Jonckers, Atelier Lionel Jadot и Studio Arno Declercq. Девиз Лионеля Жадо — «Ничего не выбрасывайте, ремонтируйте и создавайте невозможное» — в полной мере выразился в объектах, среди которых были шезлонг Slumdog (2022) с вырезанными из камня китайскими собачками в его основании и кресло из спрессованного местами заржавленного листового железа, а также обеденный стол со стульями из металлической арматуры и рваных кусков асфальта.

Коллекционный дизайн фото

Арно Деклерк демонстрировал свои лаконичные, немного массивные работы из дерева: столы, комоды и скамьи, посетовав, что для жилых комнат третьего этажа, где помещения поменьше и потолки пониже, чем в парадных залах второго, ему пришлось отказаться от привычного для себя масштаба. Что, однако, не сказалось на общем впечатлении монументальности и цельности. Maison Jonckers же привез целую серию отлитых из бронзы скульптурных столиков причудливой формы, консолей и декоративных металлических панелей.

Коллекционный дизайн фото

Коллекционный дизайн фото

Коллекционный дизайн фото

Если об экологичности одних предметов можно было только догадываться, то содружество с природой у целого ряда других было очевидным. Например, родившаяся в семье пчеловода дизайнер Марлен Уиссу (Marlène Huissoud) представила ковер Swarm (в продолжение сотрудничества с итальянской компанией cc-tapis). Огромный «Червяк» изготовлен из пробки, дерева, пчелиной смолы и коконов тутового шелкопряда, а его форма напоминает постоянное движение насекомых.

Коллекционный дизайн фото

Коллекционный дизайн фото

Коллекционный дизайн фото

«Я рад демонстрировать именно новый тип дизайна», — комментирует Мишаэль Адида. В период бурного роста e-commerce и кризиса в области здравоохранения этот неисправимый оптимист придерживается выбранного курса. «Ответственность — широкое понятие, охватывающее не только экологические проблемы, но также вопросы, связанные с занятостью и социальными отношениями. Вот почему мы выделили правила, которые составляют нашу ДНК. Мы надеемся, что однажды эти правила станут общей нормой».

Коллекционный дизайн фото

Коллекционный дизайн фото

Коллекционный дизайн фото

Коллекционный дизайн фото

Коллекционный дизайн фото

Коллекционный дизайн фото

Вдохновляйтесь ВКонтакте с нами