Design Miami / Basel 2023: хиты продаж. Обзор Марины Ширской

Галерея Meubles et Lumières @James Harris

Прошедшую ярмарку коллекционного дизайна Design Miami / Basel никак не назовешь просто очередной — 17-я по счету, она стала в прямом смысле индикатором перемен и очевидно продемонстрировала, что стремление к бутиковому формату уже не просто тенденция, а жизнеспособная конструкция.


По теме: Milan Design Week 2023: самые красивые инсталляции

Секция Design at Large, торжественно встречавшая посетителей в зале на первом этаже, отсутствовала совсем. Немного напоминала о ее существовании установленная в фойе интерактивная инсталляция Flap³ Сирила Ланселана (Cyril Lancelin), созданная с использованием технологии, разработанной совместно с Google ATAP. Она представляла собой кубическое пространство, ограниченное стенами, состоящими из вращающихся вокруг своей оси прямоугольных желтых пластин, снабженных датчиками, которые приходили в движение в зависимости от того, что происходило вокруг или внутри пространства.

Галерея Scène Ouverte @James Harris

Галерея Rossella Colombari @James Harris

Раздел Curio, на котором обычно представлялись специальные проекты или отдельные дизайнеры, тоже, п остался в прошлом. 26 галерей (в отличие от 34 в прошлом году) заняли зал на первом этаже, там, где раньше красовались тотальные инсталляции. Впервые за долгие годы на ярмарке отсутствовала один из ведущих игроков — Carpenters Workshop Gallery, возможно, это связано с открытием нового пространства в Лондоне. Не приехала важная американская галерея R & Company. Не было и итальянской Nilufar. Большинство в этом году составили французские галереи. А 12 июня, в день предпоказов, ярмарка объявила о решении провести первую в своей истории сессию в Париже. В прошлом году, когда Art Basel, поглотивший французскую ярмарку современного искусства FIAC, объявил о первой парижской итерации под названием Paris + par Art Basel, Design Miami не удалось согласовать установку шатра посреди площади Конкорд и планы по завоеванию французской столицы пришлось отложить. В этом году ярмарку планируется провести с 18 по 22 октября 2023 года в l’Hôtel de Maisons, особняке XVIII века, в котором жил Карл Лагерфельд, а до него несколько поколений политиков семьи Поццо ди Борго.

Famija, Даниэль Гальяно. Галерея Antonella Villanova @James Harris

По давно заведенной традиции организаторы ярмарки вместе с экспертами выбрали лучший стенд, лучший исторический и лучший современный объект. Ими оказались экспозиция галереи Downtown François Laffanour (Париж), на стенде которой были представлены редкие и уникальные работы вроде скамьи Les Arcs Шарлотты Перриан с подушками по дизайну дочери Жана Пруве Симон; гигантская стальная полка Рона Арада; светильники Сержа Муйя; металлические бра Ле Корбюзье и обеденный стол Хосе Занина Кальдаса из резиденции семьи Малуф в Сан-Паулу.

Лучший стенд: галерея Downtown François Laffanour @James Harris

Лучший исторический объект: стол Caryatides Диего Джакометти. Галерея Jacques Lacoste @James Harris

Лучший современный объект: стул Bone, Йорис Лаарман. Галерея Friedman Benda @ James Harris

Галерея Patrick Seguin @James Harris

Лучшим историческим объектом стал кованный стол Caryatides (около 1976) Диего Джакометти, привезенный Galerie Jacques Lacoste (Париж). Каждая ножка стола украшена фигуркой кариатиды, а на раме сидит птица, отражающая его страсть к природе. Этот предмет ушел в первые часы VIP-просмотра. Лучшим современным объектом вполне заслуженно назван стул Bone Йориса Лаармана (2006), представленный на стенде Friedman Benda (Нью-Йорк). Новаторская серия Bone, начатая в 2004 году, адаптировала программное обеспечение, обычно используемое в автомобильной промышленности, для создания алгоритма, который по заданным параметрам выращивает функциональный объект по образу и подобию естественных биологических процессов у растений.

Стенд Friedman Benda, нужно отметить, представлял небольшую, но серьезную музейную выставку под названием Iconoclasts and Icons, посвященную восьми десятилетиям эволюции современного дизайна и 12 дизайнерам, сыгравшим важную роль в этом процессе: включая Уэнделла Касла, Гаэтано Пеше, Этторе Соттсасса, Андреа Бранци и Estudio Campana. Среди работ современных дизайнеров огромной популярностью пользовался стул Миши Кана One Shoe, A Fold of Love Handle, a Rogue Dog Ball, он был продан в первые же минуты за 27 000 евро  (коллекционеру, оказавшемуся на стенде чуть позже, пришлось оформлять заказ на еще не созданную очередную копию стула, серия которого ограничена восемь экземплярами).

Галерея Foreign Agent @James Harris

Стенды галерей-участниц казались в этом году скромнее по размерам, чего нельзя сказать о качестве привезенных ими шедевров, и определенно перевес был на стороне исторического дизайна. Так Galerie Mitterand, уже более тридцати лет представляющая творчество Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн, привезла работы дизайнеров, варьирующиеся по цене от 300 000 до 2 000 000 евро, в том числе бронзовую скамью Williamsburg и две скульптуры овец Moutons de Pierre. Галерея также сообщила о том, что во время ярмарки начала переговоры с известным американским коллекционером о продаже единственной в своем роде скульптуры осла, созданной Лаланном в 1990 году, под названием L'Âne Planté, оцененной в 5 000 000-6 000 000 евро.

Галерея Mitterrand @James Harris

Galerie Patrick Seguin фактически представила персональную выставку Жана Пруве. На фоне множества вариаций стула Metropole выделялись несколько особо редких его работ: довоенный Cité Chair, созданный Пруве в 1932 году из гнутых стальных трубок и досок; стремянка на колесиках, изготовленная для банковских хранилищ BNP Paribas в Париже, один из экземпляров которой хранится в коллекции Центра Помпиду; подборка из трех алюминиевых предметов — стола, шкафа и буфета, созданных в 1960 году для одного из сборных домов Пруве в Камеруне.

Филипп Старк. Кресло Pratfall. Прототип. Галерея Jousse Entreprise © Fabrice Gousset

На стенде Jousse Entreprise, которая последнее время делает много для того, чтобы работы главной современной звезды французского дизайна Филиппа Старка превратились в твердую валюту, был выставлен прототип кресла Pratfall (130 000 евро), спроектированный в 1984-м по заказу Франсуа Миттерана для библиотеки Елисейского дворца. В дальнейшем немного более упрощенная версия была передана по просьбе президента в массовое производство.

Галерея Ketabi Bourdet Design ©Studio Shapiro 

Галерея Ketabi Bourdet Design ©Studio Shapiro

Ведя перекличку с Fridman Benda и находясь под впечатлением от недавно прошедшей в Лозанском музее MUDAC выставки A Chair and You, галерея Ketabi Bourdet Design представила коллекцию из 15 скульптурных стульев, разработанных в 1980-х такими дизайнерами, как Гаэтано Пеше, Мартин Зекели, Филипп Старк, Studio Totem и Group Nemo.

Галерея Gastou @ James Harris

Нельзя не упомянуть и двух дебютантов Galerie Gastou и Foreign Agent. Galerie Gastou демонстрировала исключительные образцы сюрреалистических и бруталистских работ знаменитых авторов прошлого века. Особенно выделялась «Кровать-клетка» Макса Эрнста (около 1974), созданная дадаистом и сюрреалистом всего за два года до его смерти (продана за 120 000 евро). Швейцарская галерея Foreign Agent специализируется на молодых современных талантах из Африки. В центре ее внимания — работы уроженца Буркина Фасо Хамеда Уаттара (Hamed Ouattara), который трансформирует и перерабатывает выброшенные предметы. Совершенно монументально на фоне разноцветных комодов Уаттара выглядел трон Big Chair (20 000 евро) скульптора из Мозамбика Гонсало Мабунды. Исследуя вопросы коллективной памяти своего народа, восстанавливающегося после десятилетий конфликта, он собрал это кресло из списанного оружия, автоматов АК-47, пистолетов и других орудий, несущих смерть и разрушения.

Big Chair, Гонсало Мабунда. Галерея Foreign Agent @Marina Shirskaya
Big Chair, Гонсало Мабунда. Галерея Foreign Agent @Marina Shirskaya

Коллекция Afrikya, Хамед Уаттара. Галерея Foreign Agent

Бразильский модернизм продолжает триумфально шествовать по стендам различных галерей. Помимо уже упомянутого стола у галереи Downtown Laffanour, бразильский дизайн был обнаружен на стенде Morentz. Но, пожалуй, самую представительную выборку продемонстрировала галерея Gokelaere & Robinson. В первую очередь хотелось бы упомянуть исключительный, 4,5 метров в длину, обеденный стол Хорхе Зальзупина, изготовленный L’Atelier в 1959 году. Его прямоугольная столешница, набранная из кусочков жакаранды, покоится на двух массивных бетонных ножках, обтянутых кожей. И еще одним ярким акцентом стенда стали текстильные панно Хенаро де Карвальо, считающегося отцом современного гобелена в Бразилии.

Галерея Gokelaere & Robinson @ James Harris

Две парижские галереи, представляющие современных дизайнеров, Galerie Maria Wettergren и Galerie Kreo, заслуживают отдельного упоминания. Galerie Kreo позиционирует себя как «лаборатория», занимающаяся производством малотиражных, минималистичных, графически тонких, лишенных декоративной деталировки и пропорционально выверенных функциональных объектов, спроектированных специально для галереи нашими современниками Ронаном и Эрваном Буруллеками, Пьером Шарпеном, Наотой Фукасава, Хайме Хайоном, Хеллы Йонгериус, Джаспером Моррисоном и Марком Ньюсоном. Из предметов, представленных на стенде, хочется особенно отметить светильник из недавно созданной коллекции Transformers Константина Грчича — он посвятил его изучению модульности, построив из перфорированного алюминиевого профиля с квадратным сечением целый ряд объектов различного назначения. Здесь же выделялся оммаж Вирджилу Абло. На стенде была представлена веревочная лестница с керамическими ступенями, на которых дизайнер написал имена людей, особенно повлиявших на его творчество.

Галерея Kreo @ James Harris
Вирджил Абло, World Leaders Ladder  © Alexandra de Cossette Courtesy Galerie kreo
Скульптура Oculus, Надеж Дузгенете. Галерея Mouvements Modenes @ Greg Piper

Невероятно поэтичные, на грани дизайна, искусства, архитектуры, ремесла и новейших технологий, объекты скандинавских авторов — это территория Galerie Maria Wettergren. Рядом с уже знакомыми, но от этого не менее привлекательными, строгими по рисунку и форме, но нежными по цветовому решению фарфоровыми вазами Лотте Вестфаел (Lotte Westphael), нюансированными гобеленами Грете Соренсен (Grethe Soerensen) и изящной, обладающей кинетическим эффектом ширмой Акико Кувахата и Кена Уинтера (Akiko Kuwahata, Ken Winter) выделялась скульптура Seat […] от Benandsebastian.

Своего рода ассамбляж, по форме напоминающий стул и одновременно руину, был собран из разномасштабных архитектурных элементов, принадлежащих к разным стилям и эпохам, отлитых из гипса и выточенных из дерева. Сет, состоящий из скульптуры, подиума, фотографии и текста в рамке, существует в единственном экземпляре и стоит 27 000 евро. Но, наверное, самым яркими и от этого кажущимися немного необычным для галереи были три подвесных светящихся стеклянных тотема Million финского дизайнера Камиллы Моберг (Camilla Moberg ) высотой 2 метра каждый и стоимостью 25 000 евро. К моменту закрытия ярмарки все три были проданы.

Галерея Maria Wettergren ©James Harris

Концентрация красоты у нас в Pinterest