Студийный дизайн. О новом термине размышляет куратор Марина Ширская

Тренды дизайна 2023 фото
Филипп Вебер. OI Table. УникаТ. 2022. Проект основан на изготовлении листового стекла, выдуваемого вручную. Для производства такого листа создается большой цилиндр, который затем разрезается и проглаживается до плоского куска. Для производства требуется 10 помощников. «В то время когда единицы и нули становятся новым универсальным языком, 0I Table воплощает в себе подсознательные и неявные знания ремесленников и культурной ценности, которую несет Hand Made», — считает автор.

Новое мировоззрение (с 1990-х и до наших дней) принято описывать как метамодернизм, пришедший на смену постмодернизму и предшествующему ему модернизму. Предполагается, что современная культура характеризуется постоянными колебаниями (осцилляциями) между модерном и постмодерном. По мнению Люка Тернера, автора «Манифеста метамодерниста», она сочетает просвещенную наивность, прагматический идеализм и умеренный фанатизм, балансируя «между иронией и искренностью, конструкцией и деконструкцией, апатией и влечением». Cобственно термин «метамодерн» был предложен в 2010 году голландскими философами Тимотеусом Вермюленом и Робином ван ден Аккером. Свои идеи Вермюлен и Аккер изложили в книге «Заметки о метамодернизме». Они считают, что метамодерн — это свободная структура чувств. В ней нет места снобизму, элитизму, нет высокой и низкой культуры.

Речь идет о радикальной открытости и всепринятии. Таким образом, метамодерн не отстаивает готовую идею или концепцию, а предлагает найти ее самостоятельно, используя «осциллирующее движение». Колебания маятника культуры обусловлены грандиозными экономическими и технологическими изменениями на рубеже XX– XXI веков, наступлением новой эры глобализации, интернета и повсеместного перехода от аналоговых технологий к цифровым, от монополий к индивидуальным стартапам. Эти сдвиги по масштабам воздействия иногда сравниваются с аграрной революцией периода неолита или промышленной революцией XVIII–XIX веков.

Метамодерн, как культурный процесс, развивается на фоне усиления нового поколения технологических энтузиастов — мейкеров (от англ. maker — создатель, творец). «Экономисты, философы и провидцы говорят о новой промышленной революции, об индустрии мейкеров, производителей 2.0. Индустрия мейкеров — это современные ремесла, — уточняет Эррол ван де Вердт, директор Textile Museum, Тилбург. — Основными принципами становятся персонализация, устойчивое развитие и переосмысление использования ресурсов. Во главе угла — союз дигитализации и персонализации производственного процесса. Раньше устойчивое развитие было доминирующей темой в мире искусства и дизайна и трактовалось предельно функционально. Сегодня мы наблюдаем переход к сочетанию функциональности и красоты. Дизайнеры ищут изысканную эстетику. Параллельно растет движение «Сделай сам» (DIY). Оно формирует альтернативу массовому производству, позволяет создавать мелкие индивидуальные серии».


По теме: Тренды дизайна 2021: 6 интерьерных тенденций по версии немецких экспертов

Очевидно, что дизайн приобретает новые смыслы и черты. Дизайн (от англ. design — проектировать, задумать) как «художественное конструирование», а также результат этой деятельности перестает зависеть от фабрики и силы коллективного труда. Вчера теоретической основой дизайна была техническая эстетика.

Тренды дизайна 2023 фото
Fress.Glass. Зеркало «Обратная сторона». 2022. Формы и фактуры панно созданы в технике молирования, под впечатлениями от исследований поверхности Марса. Конструкция позволяет увидеть эффектное отражение внутренней поверхности панно.

Сегодня дизайнер перестает быть частью большой индустрии, его идеи могут быть воплощены и «доставлены» потребителю, минуя заводской конвейер. Термин «промышленный дизайн», активно вошедший в обиход в конце 1950-х, повсеместно воспринимался как замена понятию «дизайн». Но за 60 лет, через поколение, подобная трактовка потеряла основу. На смену промдизайну пришел дизайн студийный, рожденный в частных мастерских и студиях и не предназначенный для широкого производства. Промышленный продукт всегда был нацелен не на эстетическую привлекательность, а на экономическую эффективность, где затраченное на производство объекта время — одно из важных мерил его дизайна. Цель — работать быстрее, чтобы обеспечить товарами все большее количество людей и получить максимальную прибыль. Дизайнер в этом процессе присутствует на стадии прототипирования, а его первоначальный проект проходит многочисленные редакции.

Тренды дизайна 2023 фото
Сангмин О. Knitted Light. 2022. Дипломный проект выпускника Академии дизайна в Эйндховене вдохновлен коралловыми рифафми и основан на комбинировании нитей, которые по-разному реагируют на свет: в темноте ткань напоминает светящиеся кораллы. Серия создана в сотрудничестве с Музеем текстиля.

Вчера главным другом и соперником дизайнера был инженер, сегодня практикующие студийные дизайнеры привлекают к сотрудничеству самых разных специалистов — от химиков и микробиологов до стеклодувов и каменотесов. Междисциплинарные, а не промышленные связи стали важнейшей основой для появления авангардных, экспериментальных проектов, ориентированных на благополучие.

Тренды дизайна 2023 фото
Кики Ван Эйк. Garde Rush. Тотем. Уникат. 2022. созданнаяв мастерской в Эйндховене «уличная скульптура» призвана взаимодействовать с садом. Серия 3D-коллажей посвящена исследованию свойств керамики и глазури.

В отличие от промдизайна дизайн студийный создается личностью и ориентирован на личность. Он возвращает нас к средневековым практикам художественных ремесел и артелей, но на новом цифровом уровне технологий, оперируя возможностью реагировать как на глобальные вызовы, так и на инклюзивные интересы отдельных групп и индивидуумов. Процесс создания объектов «студийного дизайна» протекает вне рамок масштабного, серийного производства, руками самого дизайнера или по его эскизам, под непосредственным его руководством, следуя его замыслу. Экономическая составляющая, в ее модернистской трактовке, не является больше определяющей для объектов. В студиях могут проводиться эксперименты с новейшими техниками и переосмысливаться прежние. Для studio design характерно применение как аналоговых инструментов, так и передового оборудования (3D-принтинга или роботов, например); как традиционных материалов: глины, дерева, стекла, металла, так и экспериментальных — всевозможных композитов, биопластиков, мицелия, искусственных смол и т. д. Студийный дизайн часто бросает вызов функции, выглядя как функциональная скульптура, чья эмоциональная составляющая важнее эргономики.

Тренды дизайна 2023 фото
Вадим Кибардин. Chameleon clocklamp II. 2023. Уникат. Корпус из картона с расписанной вручную акварельной бумагой и защитным корпусом для электропроводки. Пять LED-ламп, шнур с текстильной оплеткой, EU розетка, часы с бумажными стрелками.

Как ответ на многочисленные проблемы (информационного шума, избыточного потребления и загрязнения окружающей среды), стали появляться предметы, пытающиеся наладить именно чувственный контакт со своим владельцем. Отношение к ним, по мнению ряда дизайн-критиков, схоже с отношением к домашним питомцам, которые помогают восполнить потребности не функциональные, а душевные — в заботе, радости, ментальном равновесии и самоиндентификации. Социальная и экологическая ответственность, культурные различия, гендер и инклюзивные исследования также являются важной составляющей новых работ, поскольку их месседж определяет исключительно сам автор. При разнообразии идей, материалов и методов, включая апсайклинг и ресайклинг, при широком диапазоне цен и географии производства, студийный дизайн ограничен только малым тиражом. Свободные в творчестве его авторы стремятся выразить себя, свое видение и настроение, не рассматривая функциональность как ограничение, но воспринимая рукотворность как поэзию. Станут ли их творения объектами для коллекционирования? — вопрос, ответ на который надо искать, не выстраивая жесткие параллели между студийным, галерейным и коллекционным дизайном.

Тренды дизайна 2023 фото
Corpus Studio. «Стул bb как Брижит Бардо, чья сладострастная, мягкая оболочка раскалывается на кусочки…», — пишут Ронан ле Гран и Конрад Стеффансен. Простое колесо разделено и собрано в поэтической манере. Одна форма, вырезанная вручную из дерева, используется для песчано-смоляной антиформы, в которую заливается расплавленный алюминий.

Марина Ширская — является ярким примером критика и куратора, успешно занимающегося проектами на стыке дисциплин (современного искусства, дизайна и ремесла) и вносящих вклад в мировую культуру и искусство. Эксперт с более чем 20-летним опытом работы Марина является со-основателем проекта Wondercraft, который направлен на продвижение дизайна и декоративно-прикладного искусства посредством серии выставочных проектов. В последние годы она также занималась кураторской деятельностью и мероприятиями в России, Великобритании, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швейцарии, ЮАР, США и Бразилии. Была куратором номинации Arts & Crafts премии Russian Project (2021) и Design Now (2023). С марта 2020 года является членом экспертного совета Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства. В 2022 году стала со-куратором III конкурса предметного дизайна «Придумано и сделано в России».

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит