Грета Магнуссон Гроссман: шведская мебель для голливудских звезд

Грета Магнуссон Гроссман фото

Грета Магнуссон Гроссман (1906–1999) — пионер модернизма как в Швеции, так и в Калифорнии. Она долго оставалась в тени, и только сегодня получила заслуженное признание как одна из  востребованных архитекторов, интерьерных и промышленных дизайнеров середины прошлого века. Гроссман оставалась звездой дизайна в Калифорнии до конца своей жизни. Ее вещи покупали для себя Ингрид Бергман, Грета Гарбо и Фрэнк Синатра.


По теме: Моника Форстер: скандинавский дизайн, каким мы его любим

Она работала на двух континентах, в Европе и Северной Америке, и была первой женщиной, получившей награду Шведского общества промышленного дизайна. Почти двадцать лет Гроссман оставалась единственной женщиной-архитектором, возглавлявшим частную практику в Южной Калифорнии. Талант Греты был очевиден с юности. Выросшая в Швеции в 1920-х годах, Гроссман оказалась не по годам развитым подростком. Она бросила вызов всем ожиданиям семьи и занялась столярным делом, преимущественно мужской профессией, настояв на том, чтобы пойти учиться в Стокгольмскую школу промышленного дизайна.

Грета Магнуссон Гроссман фото

Грета Магнуссон Гроссман проекты фото
Диван Soff, ок. 1930.

Позже, находясь под сильным влиянием функционализма, Гроссман посетила новаторское поселение Вайссенхоф. Она без устали путешествовала и изучала новейшие течения: известно, что Гретта была активным участником дискуссий передовых архитекторов в ресторане Motta в Милане, главном месте встречи миланского мира искусства и дизайна. Там же она подружилась с Джо Понти.

Грета Магнуссон Гроссман дизайн фото
Светильник Grasshopper является самой известной работой Греты Гроссман. впервые он был представлен в 1947 году: его дизайн,  одновременно сложный и непринужденный, позволяет ему солировать в интерьере и хорошо сочетаться с другими предметами. 

Грета Магнуссон Гроссман проекты фото
Кресло GT, 1949. Gubi
Грета Магнуссон Гроссман дизайн фото
Настольные лампы B-4, Grasshopper (1947) и Cobra (1948)

Завершив стажировку в Швеции, в 1933 году она открыла Studio — магазин и мастерскую, где представляла промышленный дизайн, дизайн интерьеров и архитектуру. В том же году Магнуссон вышла замуж за джазового музыканта Билли Гроссмана. Ее студия стала самым популярным местом встречи креативного класса.

В 1940 году, в начале Второй мировой войны, пара эмигрировала в Соединенные Штаты. Поселившись в Лос-Анджелесе, Гроссман открыла магазин на Родео-Драйв. Подчеркивая ее шведское наследие, на ее визитных карточках было написано просто «Грета Магнуссон Гроссман: шведский дизайнер», чтобы привлечь американских клиентов, которые были восхищены скандинавским стилем после успешной презентации шведского модернизма на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Грета Магнуссон Гроссман работы фото
Настольная лампа Cobra, 1948 

Грета Магнуссон Гроссман мебель фото
Торшер Cobra. Письменный стол из «62-й серии», 1952. Gubi

Грета Магнуссон Гроссман мебель фото
Комод из «62-й серии», 1952. Gubi

В 1942 году к Гроссман обратился владелец Barker Brothers, мебельной компании в центре Лос-Анджелеса — он хотел, чтобы архитектор проектировала эксклюзивные предметы на заказ. В ее работах для этой фирмы идеально сочетаются скандинавская простота и голливудский стиль, современные линии и мягкие изгибы. Первые проекты светильников были созданы Гроссман именно для Barker Brothers, но позже компания передала производство ламп на аутсорсинг.

В течение следующего десятилетия Гроссман сотрудничает сразу с несколькими фирмами, но вещи, созданные для Glenn of California, возможно, являются ее самыми сложными и известными. В этих работах объединяются классические и новые материалы, чтобы создать игривые и асимметричные композиции в непринужденном духе Западного побережья.

Грета Магнуссон Гроссман интерьеры фото
Интерьер Греты Гроссман в интерьере дома Бэкуса (Лос-Анджелес, 1950). На первом плане видна лампа Grasshopper. Растения играли неотъемлемую роль в дизайне Гроссман: они часто служили разделителями комнат в открытых планах ее интерьеров.

Модернистский стиль Гроссман никогда не был холодным и монохромным. Однако в Лос-Анджелесе он обрел новые черты: в нем объединились любовь к цвету, текстуре и декор, свойственный ярким и открытым пространствам Южной Калифорнии. Дизайнер охотно проектировала большие, просторные гостиные, служившие пространством для обедов, развлечений и работы. Но при этом она оставляла спальню уединенным убежищем. Грета создавала дома комфортные и практичные, уделяя большое внимание вместительным, многофункциональным кухням.

Ни одному архитектору нельзя позволять проектировать кухню, если только он не вел домашнее хозяйство в течение нескольких месяцев. Умоляю, держите женщин подальше от «рациона-лизированных» кухонь с дорогой и модной техникой, но без приличных шкафов для того или другого.

Грета Гроссман

Гроссман быстро сделала себе имя на архитектурной сцене Лос-Анджелеса, где доминировали мужчины. Она утверждала, что «работа архитектора-женщины держит сообщество в напряжении, однако ей нужно быть все время на шаг впереди». В течение двух десятилетий (с 1940 по 1960 годы) она была единственной женщиной-архитектором в Лос-Анджелесе, у которой была независимая практика. Она построила здесь 14 резиденций, создавая дома, которые «отличались крошечными размерами и легкостью формы и часто идеально балансировали на краю склона.

Грета Магнуссон Гроссман работы фото
Одна из калифорнийских вилл по проекту Греты Гроссман в Beverly Hills  была выставлена на продажу за 4.3 млн. долларов в 2017 году  

Самыми знаковыми продуктами, созданными Гроссман после переезда в Лос-Анджелес, были торшер Grasshopper и лампы Cobra. Модель Grasshopper, представленная в 1947 году, состоит из алюминиевого конического плафона, опирающегося на трубчатую стальную подставку в виде штатива, и до сих пор остается ее самой популярной конструкцией. Лампа Cobra получила награду за лучший дизайн 1950 года и была выставлена в MoMA. Формы мебели Гроссман — органические, что подчеркивалось их названиями, часто заимствованными из природной среды.

Ревизия дизайнерского наследия Гроссман проводилась неоднократно. Одной из самых заметных выставок стала ретроспектива, организованная R & Company: выставка была посвящена карьере Греты Магнуссон Гроссман в Калифорнии. Здесь был выставлен ряд редких дизайнов и рисунков, иллюстрирующих объединение  скандинавского дизайна с духом SoCal — в этом периоде ее творчества отразился ее новый взгляд на модернизм. Сейчас Гроссман известна как одна из ключевых фигур в определении эстетики модернизма.

Грета Магнуссон Гроссман фото
Грета Магнуссон Гроссман работы фото
Интерьер дома Гроссман

Грета Магнуссон Гроссман дизайн фото
Домашний офис Греты Гроссман в Лос-Анджелесе, ок. 1957 года. Фото: John Hartley, courtesy the Greta Grossman Archives, R & Company, New York 

Грета Магнуссон Гроссман проекты фото
Интерьер дома Гроссман

Грета Магнуссон Гроссман мебель фото
Кофейный столик Hexagonal, Glenn of California, 1950-е

Грета Магнуссон Гроссман мебель фото
Скамейка-журнальный столик их ореха, для Glenn of California, начало 1960-х годов.

Грета Магнуссон Гроссман мебель фото
Стулья Good Design,  ок. 1950, Glenn of California

Грета Магнуссон Гроссман мебель фото
Коктейльный столик Freeform, ок. 1954, Glenn of California 

Грета Магнуссон Гроссман мебель фото
Кофейный столик для Glenn of California

Концентрация красоты у нас в Pinterest