Семь женщин Баухауса

Семь женщин Баухауса

Cлаву легендарной школы Баухаус составили мужские имена — Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ, Йозеф Альберс, Питер Пауль Клее и Марсель Бройер. Однако именно Баухаус считается одним из первых учебных заведений, открывшим женщинам доступ к профессиональной реализации.

Не все сферы проектирования были доступны молодым амициозным студенткам. Тем не менее карьеры выпускниц оказали сильнейшее влияние на формирование последующих поколений женщин-ремесленников и дизайнеров. Сегодня акивные дамы открыто конкурируют с мужчинами в большой архитектуре. И начало этому процессу положили керамистки, текстильщицы, жены мастеров и веселые подруги преподавателей Баухауса. Перед вами семь самых ярких фигур.

1. Анни Альберс (1899 — 1994) Образцы ее геометрической абстракции, разработанные для тканей и ковров, вошли в золотой фонд дизайна ХХ века. В течение долгих лет она экспериментировала с физическими свойствами материалов, например, использовала металлические нити и конский волос. Аннелиза Эльза Фрида Флейшман начала свое образование в Школе декоративно-прикладного искусства в Гамбурге. В 1922 году она приехала в Баухаус с желанием реализовать свои интерес к прикладным искусствам. В 1925 году вышла замуж за великовозрастного студента Йозефа Альберса, который со временем превратился в выдающегося теоретика цвета и одного из самых популярных преподавателей Баухауса.

2. Гунта Штёльцль (1897-1983) Несмотря на миссию школы по включению женщин, архитектура, промышленный дизайн и скульптура предназначались в Баухаусе для мужчин. Женщинам достались ткачество и керамика. Одна из первых членов Баухауса Гунта Штёльцль приехала в школу в 1919 году, сразу после работы в полевом госпитале во время Первой мировой войны. Именно Гунта помогла Марселю Бройеру обить многие его предметы мебели. Брак с еврейским одноклассником в конечном итоге заставит Штёльцль в 1931 году покинуть школу. Пара переехала в Швейцарию, где Штёльцль открыла собственную текстильную мастерскую, которая успешно просуществовала с 1937 по 1967 год. В 1950-е Штёльцль отдавала предпочтение гобеленам и коврам.

3. Марианна Брандт (1893-1983) На протяжении всей своей жизни она преуспела во многих художественных дисциплинах: живописи, скульптуре и фотографии. Значительно расширила возможности профессиональной реализации женщин-дизайнеров. Поступила в школу в 1924 году. Режиссер Баухауса Ласло Махой-Надь был впечатлен талантом Брандт и позволил ей работать по металлу — впервые в Баухаусе. Ее карьера промдизайнера интенсивно развивается в конце 1920-х годов. В 1928 году Брандт сменит Махой-Надя на посту главы мастерской по металлу. Позже Марианна работала в архитектурной студии Вальтера Гропиуса в Берлине. Спроектировала множество светильников для лейпцигской фирмы Korting&Mathiesen и берлинской Schwintzer& Graff.

4. Маргарет Хейман (1899-1990) Работала под именами Хейман-Лебенштайн, Хейман-Маркс и Грете Маркс. Поступила в школу Баухаус с большим интересом к гончарному делу и керамике. Гропиус пустил ее в мастерскую, но она ушла через год, разочарованная в администрации и протестуя против наложенных на нее ограничений. Хейман продолжала экспериментировать с керамикой: после своего пребывания в Баухаусе в 1923 году основала мастерскую художественной керамики в Марвице, которую ей пришлось закрыть в 1933 году из-за нацистов. Хейман на три года поселилась в Иерусалиме. В 1936 году переехала в Великобританию, где продолжила работу, прославившись под брендом Greta Pottery.

5. Гертруда Арндт  (1903-2000) Получив стипендию, Гертруда думала, что школа даст ей шанс заняться архитектурным проектированием, но руководство не позволило ей пройти курс архитектуры. Вместо этого, она была направлена в текстильные мастерские, которые студентка будет посещать все время обучения в школе. Теоретические дисциплины ей преподавали выдающиеся мастера — Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Махой-Надь. Став дипломированным дизайнером по текстилю Гертруда никогда не пыталась реализоваться в этой сфере. В 1927 году вышла замуж за студента-архитектора Альферда Арндта. Всю ее творческую энергию поглотила фотография. Самая известная серия — 43 селфи — автопортрета, сделанные в начале 1930-х.

6. Лу Шепер-Беркенкамп (1901—1976). Лу Шепер-Беркенкамп, формально известная как Эрмине Луизе, поступила в Баухаус в 1920-м. В 1922 году вышла замуж за своего однокурсника Хиннерка Шепера, мастера монументальной живописи. С тех пор она бросила учебу и стала свободным живописцем. В 1926 году муж был приглашен мастером живописи в Баухаус в Дессау. Лу занималась детьми и одновременно принимала активное участие в сценических постановках Баухауса, спектаклях знаменитого Отто Шлеммера. После смерти мужа, Лу приняла на себя многие из его обязанностей в области цветного дизайна в архитектуре. Позже она выпустила серию детских книг и сыграла видную роль в деятельности Профессиональной ассоциации изобразительных искусств.

7. Бенита Кох-Отте (1892 — 1976) Выдающийся художник и текстильный дизайнер Баухауса. До поступления в прославленное учебное заведение (она приехала в Веймар в 28 лет) успела получить диплом и даже поработать учительницей рисования и физкультуры. Вообще Бенита Кох-Отте всю жизнь влоть до выхода на пенсию делила время и силы между дизайном и преподавательской деятельностью. С 1925 по 1935 год трудилась в текстильной мастерской замка Гебишенштайн в Галле. В историю дизайна ХХ века Кох-Отте вошла также и своими исследованиями в области передовых технологий ткачества.