Архитектор Катерина Виноградова: чтобы достичь совершенства — нужно взять за основу что-то грубое

Катерина Виноградова, основательница архитектурной студии Re стала автором экспозиции выставки «Придумано и сделано в России» во Всероссийском музее декоративного искусства
Катерина Виноградова фото

Название студии Re Катерины Виноградовой — сокращенное от REspect. Особо подчеркивается, что уважение — основа практики архитектора. Уважение к окружающей среде, архитектурным канонам, культуре, истории, природе, к пространству и личности. Экспозиция выставки участников конкурса «Придумано и сделано в России» также выстроена с максимальным вниманием к каждому объекту выставки, их деталям и текстурам.


По теме: Архитектурная студия RE: квартира для семьи Монгайт

Придумано и сделано в России 2020 фото

Крафт, страх и фольклор

Концепция выставки основана на сочетании двух контрастных принципов, которые, однако, служат одной цели – подчеркнуть богатство и разнообразие культурны русского ремесла. Первый принцип, реализованный в первом зале, — «Возвращение к истокам». В эпоху глобализации, индустриализации и унификации ремесло обретает новый смысл. Больше ценятся уникальные предметы дизайна, хранящие тепло человеческих рук. Сколы и несовершенства крафтового изделия отражают неидеальность жизни.

Поэтому и в проекте экспозиции мы старались передать идею возвращение к ремесленности. Исторически первые материалы, применяемые для создания предметов искусства — это глина, натуральный камень, дерево. Их мы и  использовали в выставке. В терракотовых залах первого этажа буквально чувствуются тепло и запах обожженной глины. Цвет влечет широкий ряд ассоциаций: гончарный круг, шершавый керамический кувшин с деревенским молоком, тепло, уют, спокойствие...

Для постаментов используются блоки из бетона: они олицетворяют эволюцию строительных технологий, индустриализацию и унификацию. На грубом и необработанном материале с типовым размером, изготовленным машинным способом, выставлен предмет, созданию которого посвящены долгие часы кропотливого труда, часто бережно покрытый лаком, который говорит о внимании и любви человека. 

Придумано и сделано в России 2020 фото

Экспозиция второго этажа построена по совершенно иному принципу. Здесь важным было создание камерной атмосферы. В отличие от уютного пространства первого этажа, второй отражает таинственность и определенную жестокость русского фольклора. Черный цвет — традиционный фон сказочных мотивов русского фольклора, достаточно вспомнить иллюстрации Билибина, Палехскую роспись. В сюжетах русских сказок жестокость не завуалирована. Страх, как и любое другое чувство, не прячется и табуируется — он является частью жизни, обостряет эмоции и восприятие реальности. Черный цвет выигрышно подчеркивает таинство экспозиции. Традиционный прием сочетания темного фона с золотистыми и серебряными орнаментами контрастирует с ультрасовременными элементами дизайна, рассказывая о преемственности русской культуры.

В зале собраны самые фактурные экспонаты выставки. Черный цвет помогает наиболее выигрышно подчеркнуть объем, материал и цвет предметов. Некоторые стенды выполнены из сколотых бетонных блоков, что олицетворяет вечный поиск идеала, творческий процесс создания скульптуры, здания, любого произведения искусства. Чтобы достичь совершенства, тонкости линий, изящности — нужно взять за основу что-то грубое и неотесанное, приложить усилия и фантазию, труд и время, внимание. Разбитые блоки из бетона — метафора силы человека, которую можно направить, как в созидание, так и на разрушение.

Придумано и сделано в России 2020 фото

Катерина Виноградова

Архитектор

Сделать дизайн ближе

Главной целью было объединение разнообразных экспонатов единой визуальной темой, грамотное распределение экспонатов по залам, чтобы наиболее выгодно подчеркнуть их уникальность. Помогло преимущество самого пространства — историческая архитектура здания, двустворчатые окна с деревянными рамами, которые мы намеренно не стали закрывать стендами. Благодаря этому удалось обыграть классическую музейную историю с анфиладой и естественным освещением.

Чтобы подчеркнуть уникальность объектов, использовались различные приемы. Маленькие глянцевые предметы, к примеру посуда, выставлены на стендах из грубого бетона с необработанной поверхностью. Этот контраст материалов подчеркивает хрупкость и тонкость работ дизайнеров. Также мы сознательно отказались от использования стеклянных витрин для объектов выставки: это позволило разрушить барьер между искусством и человеком, сделать предметы ближе и доступнее.

Придумано и сделано в России фото
Придумано и сделано в России 2020 фото

Придумано и сделано в России 2020 фото

Придумано и сделано в России фото
Придумано и сделано в России фото

Придумано и сделано в России 2020 фото

Об источниках вдохновения

Когда мы работали над созданием выставки, то вдохновлялись творчеством минималистов — таких, как американец Карл Андре. Этот художник делал акцент на отношении места и зрителя, стремился свести словарь скульптуры к базовым формам: квадратам и кубам, линиям и диаграммам. Его композиции лежат в смысловом пространстве между бытием идей и тестированием границ физического присутствия.

Придумано и сделано в России 2020 фото

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит