Либби Селлерс: о новых устойчивых платформах современного искусства

Либби Селлерс. Фото Joakim Blockstrom.

Британка Либби Селлерс (Libby Sellers) — известный куратор, исследователь, историк, консультант в отрасли коллекционного дизайна и искусства. Специально для ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН она дает анализ новых форматов арт- и дизайнерского сообщества и описывает свои наблюдения за изменениями функционирования музеев и галерей.


По теме: Крист Гройтхойсен: наступило время фильтрации

Искусство и дизайн всегда предлагали нам понимание того, кем мы являемся и что переживаем: как отдельные люди, так и общество в целом. Они всегда были в равной мере и громким вызовом, и убежищем. Хотя, основываясь на событиях последних нескольких месяцев и на том, как могут интерпретироваться печальные факты в США, возможно, главными маркерами искусства станут доступ и равенство.

На арт-рынке сейчас происходит то же, что и в других отраслях: он был вынужден приостановить многие из своих соглашений и перевести операции в онлайн. Цифровые платформы стали безопасной и устойчивой формой общения и взаимодействия. Фирмы быстро перешли к вполне жизнеспособному курсу действий, ориентируясь на бизнес в интернете. Как ни странно, мир искусства ранее не решался использовать цифровые ресурсы — но, столкнувшись с отсутствием альтернативы, тут же освоил виртуальные встречи, «комнаты просмотра» (Viewing R-oom). Онлайн-аукционы и связанные с ними мероприятия в социальных сетях заменили выставки в галереях, ярмарки, публичные выступления и посещения студий.

Выставка Color and Production: From the Atom to the Void, куратор Либби Селерс. Frieze Viewing Room. 2020. Image by TUUX (Mexico City), courtesy of Collective Design

Влияние пандемии не ограничивается только потерей дохода и потенциальным закрытием галерей. Профессионалы, оставшиеся без работы, закрытые мастерские художников, недоступные производственные мощности, ограниченный транспорт — все это мощнейшим образом повлияло на возможности всего арт-сообщества реально зарабатывать. Вероятно, еще слишком рано оценивать влияние Covid-19 , но уже можно предсказать, что в ближайшие годы пандемия будет иметь волновые последствия.

Быстрый и успешный переход на цифровые платформы (надеюсь, что это надолго) имеет положительный эффект в период всеобщего замедления. Международных путешествий стало меньше, равно как и глобальных культурных событий. Мне, к примеру, понравилось больше узнавать о новых работах благодаря увеличению числа онлайн-презентаций: это придает арт-рынку дополнительную ценность. И я рада, что цифровые платформы приняты как возможное и полезное дополнение к физическому пространству. Я не уверена, что виртуальное полностью заменит физическое взаимодействие с искусством. Мы все еще хотим видеть, трогать, ощущать искусство и дизайн в реальной жизни.

 Либби Селлерс.Women Design, 2018

Трудно обобщить, каким образом изменения, ориентированные на новые стандарты, будут реализованы, поскольку опыт каждой страны различен. Что будет общим для всех: потребность в социальном дистанцировании, уменьшении потока посетителей, сокращенных часах работы и требование поддерживать гигиеническую среду.

Возможно, будут выработаны единые измененные требования к выставляемым видам работ: уменьшится количество таких произведений, для взаимодействия с которыми нужна отдельная аудитория или общедоступный интерфейс (интерактивный, с сенсорным экраном и т. д.). Совместные мастер-классы и массовые мероприятия будут отложены. Огромные передвижные выставки-блокбастеры, организованные крупными учреждениями, придется на время забыть:в се это повлияет и на доходы музеев, и на их способность приобретать новые работы. Музеи неизбежно станут еще более добросовестными в отношении того, что они показывают и приобретают. Это не означает движения назад: скорее вбок.

Исследование Либби Селлерс Women Design, 2018– 2020.

В последние годы Instagram стал мощной площадкой, где открывают и распространяют новые идеи художников. Уже многие галереи или независимые кураторы извлекают в том числе финансовую выгоду от выставок в интернете. Необходимость — мать изобретательности, и в результате произошел удивительный сдвиг от создания физического объекта к практике, основанной на знаниях или информации. Ярким примером является увеличение онлайн-контента для выставки Cambio для Serpentine Galleries, которую создала студия Formafantasma. Ее по распоряжению правительства закрыли досрочно, однако Андреа Тримарки и Симоне Фаррезин обернули эту ситуацию в свою пользу с помощью серии интервью в IG Live и потоковых сервисов. Они представили такие аспекты своего исследования, которые никогда не были бы возможны в рамках физического пространства галереи. В последнее время я много изучаю подобные «сдвиги» в области этой новой практики, и с нетерпением жду появления интересных проектов.

Сейчас, помимо анализа текущей ситуации, я много работаю над исследованиями, начатыми несколько лет назад. В 2018 году вышла моя книга Women Design о гендерном дисбалансе в индустрии дизайна: в ней рассказывается об историческом положении женщин в сфере, где традиционно доминируют мужчины. В книге приведено множество примеров, когда вклад женщин в дизайн просто упускался из виду, а также описано поведение женщин-дизайнеров, сломавших шаблон и ставших образцом для подражания. Сейчас я продолжаю эти разработки в серии разговоров и статей. Хотя очевидно, что женщины — не единственная маргинализованная группа, и для решения проблем расового неравенства в культурном секторе необходимо проделать большую работу.

Либби Селлерс.Women Design, 2018

Концентрация красоты у нас в Pinterest